Белорусский спорткар, да еще и электрический. Щипать себя не нужно – это реальность. Причем еще две недели назад про него никто и не слышал, поэтому подробностей было маловато. Tochka.by погостила в мастерской инженеров НАН и посмотрела, как доводят до ума первую электрическую "гонку" родом из Минска.
Спасибо Центру за это
Электрический спорткар впервые выехал в свет во время ралли Minsk Electro – 10 сентября. И тут же стал селебрити. Заметки про него посыпались, но без конкретики – кто собирал и как, лишь сухие цифры.
Трудились над электрокаром три десятка человека. Весь состав научно-инжинирингового центра "Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин".
Родстер построили, чтобы обкатывать и рекламировать технические задумки инженеров НАН. Они не хотели на выставках скромно ставить на полочки свои наработки, а собрали их воедино в гоночном электрокаре. Чтобы катать по треку потенциальных партнеров, чтобы у тех на виражах слезы радости растекались в стороны.
Рождение легенды
Собрали родстер всего за два месяца. И это не банальная отверточная сборка, а проект с нуля. Результат тянет на жирный лайк.
"До родстера мы уже собрали электрокар на базе Geely SC7 и Academic Electro, который любя называем "мишкой". Понимание, как правильно создавать электрокары, у нас есть", – рассказывает руководитель проекта Александр Белевич.
Сначала была рама. Ее придумал друг детства Александра Белевича, который подсмотрел конструкцию у легендарного трекового спорткара Lotus Super 7. Дизайн кузова также навеян британским стилем нью-ретро.
Рама, мосты и кузов сверху – у белорусского электрокара донельзя простая компоновка. И этого вполне достаточно. А варить несущие кузова у нас в стране могут только роботы на заводах "БЕЛДЖИ" и "Юнисон".
Кузов родстера – из стеклопластика, поэтому авто весит всего 800 кг. До максималки в 170 км/ч электрический спорткар разгоняется за шесть секунд. Запас хода – 270 км.
Привод задний, а электромотор стоит спереди. Двигатель полностью разработан Центром. Первый образец собрали на заводе "Могилевлифтмаш". Вышел слишком мощным – на 130 кВт. Проверили его на полигоне – у авто не выдержал задний мост от спортивной "Мazda". Поставили другой мотор, ужатый до 80 кВт, который собирали уже на разных предприятиях страны. И теперь все хорошо.
Программное обеспечение тоже свое – для слаженной работы батареи и мотора. Родстер выдает ровную мощность и зарядку.
Кому продать технологии
Мотор и батарея на родстере себя окупят. Их готовят для коммерческих проектов.
Например, для "МАЗ". Тут же в ангаре стоит китайский фургон GAC. В него вместо прежнего двигателя внутреннего сгорания поставят электрический – от родстера, но с доработками. "МАЗ" пока про этот проект не в курсе. Удивлять у НАН в крови.
Ателье высокой моды
Единственное место в стране, где сертифицируют самоделки – как раз Объединенный институт машиностроения НАН. Так почему бы не легализовать сам родстер. Так и поступят. Даже больше. На базе Центра хотят создать кастомное ателье по сборке мелкими сериями электрических родстеров.
На них уже есть ярые потенциальные покупатели, у кого баланс на карточке позволяет заполучить в свой гараж уникальный спорткар. Про ценник пока сложно сказать, лишь примерно.
"Скажем, если найдется заказчик на партию хотя бы из десяти авто, каждый обойдется примерно в 30 тысяч долларов", – уточняет Александр Белевич.
Не смотрим на шероховатости сборки. Обивки салона нет, как и полноценной приборной панели, ремней безопасности. Родстер – макетный образец, претензии неуместны. Главное, что он как ошпаренный разгоняется и неплохо рулится. Пройдет сертификацию, и на нем можно будет кататься быстрее и тише ветра по обычным дорогам. За такое удовольствие ценник кажется адекватным.