Пит-стоп на обочине: почему белорусский авторынок едва живой

Накопили денег и решились именно сейчас купить автомобиль. Какие есть варианты, если не хочется идти в салон и цеплять на шею кредит, рассказывает Tochka.by.

Пит-стоп на обочине: почему белорусский авторынок едва живой
Фото: aloiswohlfahrt / pixabay
Наш автомобильный рынок переживает не лучшие времена. Продажи новых авто в стране упали почти на 10%, а поддержанных – на все 90. Цены на Volkswagen Polo начинаются 50 тысяч рублей. Понятно, расходимся. Так еще порядком подержанные европейские или битые американские автомобили стало тяжко ввозить. А вот это удар ниже пояса

Кто на новеньком

Фото: Obi - @pixel6propix / unsplash

Белорусская автомобильная ассоциация составила небольшой отчет о насущном состоянии рынка новых автомобилей за январь-март этого года. В нем видим, что продажи новых авто упали на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 9087 против 9943 проданных автомобилей. В рейтинге топ-5 самых продаваемых марок в январе-марте 2022 года выстроились:

  • LADA – 2759
  • Geely – 1084
  • Kia – 999
  • Renault – 845
  • Volkswagen – 623
Посмотрим список в разрезе по моделям:

  • LADA Vesta – 1516
  • Kia Rio – 800
  • Volkswagen Polo Liftback – 485
  • Renault Duster – 426
  • Geely Coolray – 374
  • Тень американской мечты

    Фото: emkanicepic / pixabay
    Битые авто из США наши люди везут не из большой любви доезживать заокеанские повозки, а чтобы сэкономить тягостным трудом заработанную копеечку. Самые популярные автомобили под заказ с аукционов – тройка из Ford: Fusion, Escape, Mustang, а также Tesla Model 3. Однако из-за новых логистических издержек, ввозить их не очень целесообразно. 

    Вот, что рассказал Алексей Мартыновский – его компания WestMotors занимается доставкой автомобилей из США:
    "В апреле оборот упал на 95%. Американские аукционы заморозили аккаунты из Беларуси и России. И что самое обидное, все деньги на них также заморозились. Обойти блокировку можно без труда. Регистрируем новые аккаунты на иностранные компании, например, литовские".
    Это лишь небольшая часть общей проблемы. Логистика доставки меняется каждую неделю. Американские компании, которые отправят автомобили для россиян или белорусов, могут получить штраф за нарушение санкционных требований. Те американцы, что не из робкого десятка, отправляют автомобили на свой страх и риск, но только до Литвы.

    Другая трудность. Действует запрет на передвижение по ЕС белорусских грузовиков. И снова смекалка в деле. Перевозчики пользуются пунктами перегрузки в транспортно-логистических центрах у границы.

    Все эти лишние движения растягивают сроки доставки и увеличивают ее стоимость. Еще и портовые сборы в Клайпеде выросли. В итоге доставка автомобиля из порта Клайпеды в Минск подорожала с 350 до 1350 долларов.

    Наши компании нашли другой путь из США – через Грузию. Автовоз делает крюк в 1800 километров. И так, на удивление, выходит не сильно дороже прежних тарифов. Тернистый путь, получается, себя оправдывает.

    Изучают компании и новые точки на карте. Из новенького – помогают доставить автомобили из ОАЭ и Южной Кореи.

    Из рук в руки

    Фото: Jorik Kleen / unsplash

    На самом крупном авторынке страны "Автомалиновка" даже в выходной день немного потенциальных покупателей. Найти здесь автомобиль в идеальном состоянии скорее исключение. Куда ни ткни, попадешь на восстановленного "американца", или с большим пробегом "европейца". Причем, никто этого особо и не скрывает. Но когда достаешь толщиномер, местные продавцы обиженно прикусывают губу. 

    Все они в ожидании, что дальше будет. Продают по большей части те авто, что успели завезти до введения санкций.

    Даже уставшие автомобили с пробегом выглядят бодро. Им нанесли макияж – наполированы, после химчистки. Приятно сесть за руль. Из Европы приехали минивэны и универсалы. Отдельно играет мускулами тусовка американских маслкаров. Выглядят эффектно, но восстановлены не очень аккуратно, без души. Бюджетных бестселлеров из России: Volkswagen Polo, Kia Rio и Hyundai Solaris – заметно поубавилось. Только если встретите комиссионные, с пробегом по РБ. Коих на "Автомалиновке" добрая половина.

    Иногда глаз цепляется за что-то экзотическое. Например, Alfa Romeo Giulia за 24 950 долларов. Пригнана из Германии. Продавец бьет себя в грудь – не бита не крашена. Такую же, но только восстановленную из США, можно взять на пару тысяч долларов дешевле. Правда, американская Джулия в своей жизни встретила лося, он влетел ей в лобовое стекло. Продавец уверяет, что повреждения были несерьезные. 

    Фото: av.by
    Или вот, Volkswagen Arteon в топовой версии R-line за 34 900 долларов. Красавец, но цена кусается.

    Фото: av.by
    Что ж, варианта купить автомобиль за вменяемые деньги и без разного рода рисков на данный момент, пожалуй, нет. Поэтому многие отложили идею стать автовладельцем до лучших времен. А те, кто хотел обновить автомобиль, обслужили свой нынешний и на этом успокоились. Катаются и радуются хотя бы тому, что так все равно лучше, чем на общественном транспорте или пешком.