Очередной бравый гонщик или неуверенный водитель совершает странный маневр, заставляющий жать педаль в пол. Знакомая ситуация, правда? В моем случае это часто сопровождается острым комментарием от восьмилетней дочери Варвары: "Вот …." (ну вы, наверное, догадываетесь). К слову, я уже давно не ругаюсь на коллег-автомобилистов. Но машину также водит моя супруга. И, кажется, я знаю, откуда Варвара черпает автознания.
Кстати, почему я не ругаюсь? Есть в поведенческой науке такое сложное определение – фундаментальная ошибка атрибуции. Если говорить простыми словами, мы очень часто считаем, что личностные качества людей больше влияют на их действия, чем некие ситуативные факторы. И мы считаем, что действия человека отражают его личность.
Если еще проще, достаточно подумать: "Может, он совсем и не м…к. Может, он везет жену в роддом, или теще корвалол, или пытается спасти суп на плите. Или, может, просто ошибся".
Кстати, фундаментальная ошибка атрибуции работает не только на дорогах. Вспомним, сколько раз мы зачисляли человека в отряд на букву М, понятия не имея о том, почему он сделал тот или иной шаг. Стоит задуматься.
Но хватает и обратных примеров. Как у нас, так и у них.
Не так давно команда специалистов университета Невады вышла на перекрестки Лас-Вегаса вместе с пешеходами разного возраста, расы и пола. Операция "Берегись автомобиля!" стартовала.
Добровольцы активно ходили туда-сюда по переходам, а исследователи фиксировали пропускают ли их автомобилисты.
Сразу отметим, что пешеходам в Америке живется несладко. Из 462 водителей дорогу им уступили лишь 28.9%.
Интересно, что женщинам и белым пешеходам дорогу уступали чаще, чем мужчинам и представителям другой расы (31.33% и 31.17% против 24.06% и 24.78% соответственно).
Отличался и процент пропуска людей в дорогой одежде и одежде попроще.
В ходе исследования специалистам удалось отследить и зафиксировать еще одну любопытную зависимость.
На процент пропуска пешеходов значительно влиял один из "параметров" автомобиля – его цена.
По результатам эксперимента было установлено, что увеличение стоимости машины на 1000 долларов приводит к снижению пропуска пешеходов на 3%.
Никакой зависимости от марки авто не наблюдалось. Водители BMW могут спать спокойно.
Исследователи передали тревожные цифры в департамент дорожной безопасности города. В качестве основной меры реагирования специалисты предложили изменить концепцию дорожного движения: передать приоритет пешеходам.
"В целях безопасности мы обязаны скорректировать мировоззрение водителей, указав, что именно пешеход имеет преимущество на городских улицах", – отмечали ученые.
В целом, правильный подход.
Кажется, у нас полностью обратная ситуация. Пора корректировать мировоззрение бесстрашных пешеходов.
Их приоритет на улицах стал настолько мощным, что постепенно перерастает в опасную привычку. Зебры и светофоры перестают восприниматься как источник опасности, превращаясь в променады.
Мы теряем бдительность и платим за пешеходный приоритет слишком дорогую цену. Иногда просто страшно наблюдать, как переполненные автобусы и заполненные бетономешалки тормозят перед студентом в наушниках или молодой мамой с коляской.
Так и хочется сказать: "Налево нужно не ходить, а смотреть". При переходе дороги. Так нас учили в школе.
Решение есть. Поведение отлично корректируют правильные сигналы. Например, небольшие таблички с указанием, куда смотреть при переходе дороги. Или финансовые мотиваторы в виде более суровых штрафов за бесстрашие и глупость.
В общем, не судите других слишком строго и смотрите налево. Безопасных вам дорог. И в прямом и в переносном смыслах.*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции. Подискутировать с автором можно здесь.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber