![Старик и море байков: пенсионер из Поречья собрал коллекцию ретро-мотоциклов Старик и море байков: пенсионер из Поречья собрал коллекцию ретро-мотоциклов](/upload/resize_cache/iblock/88b/768_512_1/x2ms2z0ofk929pd2kd267h1ls1rl1nqk.jpg)
Генрик Дзитко байкер из тех времен, когда их еще называли мототуристами. Собрал в своем гараже пеструю коллекцию двухколесных старожилов. Настоящий "Диснейленд" для любителей техники.
Красивые и быстрые
Стройными рядами выстроились могучие "Уралы", яркие "Jawa", изящные венгерские "Pannonia", брутальные "Иж" и деликатные "Минск", а также куцые милые мотороллеры. Всего – 33 единицы.
![](/upload/iblock/df4/e7saqpy8441ed3pevneoy78u58n9suce.jpg)
Радушно встречает красная краса "Jawa-350". Скоростной и компактный мотоцикл – мечта любого советского байкера. Рядом малиновая "Jawa-360" с коляской. Такая снималась в "Бриллиантовой руке". Только у версии из коллекции еще и особенное сиденье в виде гитары – для удобства заднего пассажира.
![](/upload/iblock/f10/qi8f68ia7izwy5ygpwl2hbz9c8pdmtkl.jpg)
![](/upload/iblock/f09/0pkt3h3ck1qozbcppm8n7uq27tc1kq27.jpg)
![](/upload/iblock/dcd/gs37qdaz82pxeiwssyd2tilpaon3x0i5.jpg)
![](/upload/iblock/226/901ru6pg59avth51dghpzht29ihf1z4u.jpg)
![](/upload/iblock/87a/cdj2v64etn4a6z3pd4h90uexkil08tbr.jpg)
![](/upload/iblock/96e/93ztlnprmz9r91f43h8ea30zo02yq8qk.jpg)
Мощные и работящие
"Jawa" и "Pannonia" – мотоциклы для удовольствия. А вот советские байки утилитарные, на первом месте – практичность. И на рыбалку, и по грибы в лес, и дрова возить, и картошку, ну и жену.
![](/upload/iblock/015/vkjrgq5bquouf3xccyqqi4mnogm5weef.jpg)
![](/upload/iblock/04a/4nj892xwywn1p0zwikdvl2vr1pxtj4og.jpg)
![](/upload/iblock/490/s7ce849wd20ky03ncj8pl1ga835ti2x7.jpg)
"Самый старый в коллекции – "Иж-49". Выпустили его в 1953 году. У него ручное переключение передач. Дорог после войны не было. Остановился в луже, попробуй ногой нащупать нужную передачу", – рассказывает Генрик Дзитко.
Моторное масло в послевоенные годы заливали прямо в бак. И чтобы не на глаз, с внутренней стороны крышки бака приварен мерный стаканчик. Рассчитан он на сто граммов, так что можно и не только масло отмерять. Выпускали "Иж-49" с ручным переключением передач недолго, всего пять лет – с 1951 по 1956 годы.
Легкие на подъем
На стене висят мопеды: "Верховина", "Рига" и "Карпаты". "Рига" – самый любимый у коллекционера, мопед раскручивался педалями. Нужно было попотеть, чтобы поехать.
![](/upload/iblock/c13/ldms0nzbwujoxbcl7autorx0tiucyhg1.jpg)
Мотороллеры потяжелее, их на стену уже не поднять – "Тула" и грузовой "Муравей", который для народного хозяйства возил до 350 килограммов грузов: еду в садики, коробки на производстве.
![](/upload/iblock/400/33bw1pk5e1sbox7odcrtz3pwi378dpa1.jpg)
![](/upload/iblock/ccd/wkjnivc8jj71mpjs63kkw0o8xuc3anus.jpg)
Дорогие гости
Генрик Дзитко собирает мотоциклы по объявлениям на барахолке в интернете. В основном, по Гродненской области. Большие мотоциклы возит в две ходки – сначала мотоцикл, потом коляска. Когда продает сам владелец, вместе с мотоциклом отдает и историю.
– А сколько мотоциклов в состоянии "сел и поехал"? – интересуюсь.
– Половина из них заводится. А поедет, если провести подготовку, каждый четвертый, – уточняет коллекционер.
Генрик Дзитко с радостью показывает свои мотоциклы людям. Встречает экскурсии со всей страны – байкеры, школьники и отдыхающие ближайшего санатория. Гости оставляют душевые пожелания в блокноте.
Коллекция – кусочек нашей истории. Теплой сердцу. Провести по баку рукой, завести "с лапки" и вдохнуть выхлоп бензина с маслом. Запах ностальгии бьет в нос и слегка в глаза.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram