
Генрик Дзитко байкер из тех времен, когда их еще называли мототуристами. Собрал в своем гараже пеструю коллекцию двухколесных старожилов. Настоящий "Диснейленд" для любителей техники.
Красивые и быстрые
Стройными рядами выстроились могучие "Уралы", яркие "Jawa", изящные венгерские "Pannonia", брутальные "Иж" и деликатные "Минск", а также куцые милые мотороллеры. Всего – 33 единицы.

Радушно встречает красная краса "Jawa-350". Скоростной и компактный мотоцикл – мечта любого советского байкера. Рядом малиновая "Jawa-360" с коляской. Такая снималась в "Бриллиантовой руке". Только у версии из коллекции еще и особенное сиденье в виде гитары – для удобства заднего пассажира.






Мощные и работящие
"Jawa" и "Pannonia" – мотоциклы для удовольствия. А вот советские байки утилитарные, на первом месте – практичность. И на рыбалку, и по грибы в лес, и дрова возить, и картошку, ну и жену.



"Самый старый в коллекции – "Иж-49". Выпустили его в 1953 году. У него ручное переключение передач. Дорог после войны не было. Остановился в луже, попробуй ногой нащупать нужную передачу", – рассказывает Генрик Дзитко.
Моторное масло в послевоенные годы заливали прямо в бак. И чтобы не на глаз, с внутренней стороны крышки бака приварен мерный стаканчик. Рассчитан он на сто граммов, так что можно и не только масло отмерять. Выпускали "Иж-49" с ручным переключением передач недолго, всего пять лет – с 1951 по 1956 годы.
Легкие на подъем
На стене висят мопеды: "Верховина", "Рига" и "Карпаты". "Рига" – самый любимый у коллекционера, мопед раскручивался педалями. Нужно было попотеть, чтобы поехать.

Мотороллеры потяжелее, их на стену уже не поднять – "Тула" и грузовой "Муравей", который для народного хозяйства возил до 350 килограммов грузов: еду в садики, коробки на производстве.


Дорогие гости
Генрик Дзитко собирает мотоциклы по объявлениям на барахолке в интернете. В основном, по Гродненской области. Большие мотоциклы возит в две ходки – сначала мотоцикл, потом коляска. Когда продает сам владелец, вместе с мотоциклом отдает и историю.
– А сколько мотоциклов в состоянии "сел и поехал"? – интересуюсь.
– Половина из них заводится. А поедет, если провести подготовку, каждый четвертый, – уточняет коллекционер.
Генрик Дзитко с радостью показывает свои мотоциклы людям. Встречает экскурсии со всей страны – байкеры, школьники и отдыхающие ближайшего санатория. Гости оставляют душевые пожелания в блокноте.
Коллекция – кусочек нашей истории. Теплой сердцу. Провести по баку рукой, завести "с лапки" и вдохнуть выхлоп бензина с маслом. Запах ностальгии бьет в нос и слегка в глаза.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram