Старик и море байков: пенсионер из Поречья собрал коллекцию ретро-мотоциклов

 Илья Красовский
В одном гараже ютятся три десятка мотоциклов и мопедов из прошлого века.
Старик и море байков: пенсионер из Поречья собрал коллекцию ретро-мотоциклов
Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Генрик Дзитко байкер из тех времен, когда их еще называли мототуристами. Собрал в своем гараже пеструю коллекцию двухколесных старожилов. Настоящий "Диснейленд" для любителей техники.

Красивые и быстрые

Стройными рядами выстроились могучие "Уралы", яркие "Jawa", изящные венгерские "Pannonia", брутальные "Иж" и деликатные "Минск", а также куцые милые мотороллеры. Всего – 33 единицы.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Радушно встречает красная краса "Jawa-350". Скоростной и компактный мотоцикл – мечта любого советского байкера. Рядом малиновая "Jawa-360" с коляской. Такая снималась в "Бриллиантовой руке". Только у версии из коллекции еще и особенное сиденье в виде гитары – для удобства заднего пассажира.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by
Фото: Глеб Березин / Tochka.by
Шаг в сторону. "Pannonia" в хорошем смысле слова – не от мира сего. Например, задний габарит – маленький шедевр. А могли бы простой прямоугольник сделать.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by
Так же, как и на "Jawa", стрелка на спидометре у "Pannonia" ложится в обратную сторону, а баки алюминиевые. Они легкие, и ржавчина их не берет.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by
"Pannonia" пошли дальше и всю коляску сделали из алюминия. Украсили хромированными вставками, а внутри обшили фактурной красной кожей.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by
Фирменный цвет "Pannonia" – черный. Наверное, чтобы не путали с "Jawa". Но в коллекции Генрика Дзитко есть один спело-красный выставочный образец.
Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Мощные и работящие

"Jawa" и "Pannonia" – мотоциклы для удовольствия. А вот советские байки утилитарные, на первом месте – практичность. И на рыбалку, и по грибы в лес, и дрова возить, и картошку, ну и жену.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by
Вот могучий "Днепр К-750", да еще из первых годов выпуска на Киевском заводе. Поэтому собран из частей, что были под рукой. Руль вообще от "Harley-Davidson".

Фото: Глеб Березин / Tochka.by
Отдельный абзац заслуживает редкий зверь – "Днепр МТ-12" с двумя ведущими колесами. Привод на коляску идет от заднего колеса через кардан и редуктор. Мотоцикл проходимый как слон.
Фото: Глеб Березин / Tochka.by

"Самый старый в коллекции – "Иж-49". Выпустили его в 1953 году. У него ручное переключение передач. Дорог после войны не было. Остановился в луже, попробуй ногой нащупать нужную передачу", – рассказывает Генрик Дзитко.

Моторное масло в послевоенные годы заливали прямо в бак. И чтобы не на глаз, с внутренней стороны крышки бака приварен мерный стаканчик. Рассчитан он на сто граммов, так что можно и не только масло отмерять. Выпускали "Иж-49" с ручным переключением передач недолго, всего пять лет – с 1951 по 1956 годы.

Легкие на подъем

На стене висят мопеды: "Верховина", "Рига" и "Карпаты". "Рига" – самый любимый у коллекционера, мопед раскручивался педалями. Нужно было попотеть, чтобы поехать.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Мотороллеры потяжелее, их на стену уже не поднять – "Тула" и грузовой "Муравей", который для народного хозяйства возил до 350 килограммов грузов: еду в садики, коробки на производстве.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Дорогие гости

Генрик Дзитко собирает мотоциклы по объявлениям на барахолке в интернете. В основном, по Гродненской области. Большие мотоциклы возит в две ходки – сначала мотоцикл, потом коляска. Когда продает сам владелец, вместе с мотоциклом отдает и историю.

– А сколько мотоциклов в состоянии "сел и поехал"? – интересуюсь.

– Половина из них заводится. А поедет, если провести подготовку, каждый четвертый, – уточняет коллекционер.

Генрик Дзитко с радостью показывает свои мотоциклы людям. Встречает экскурсии со всей страны – байкеры, школьники и отдыхающие ближайшего санатория. Гости оставляют душевые пожелания в блокноте.

Коллекция – кусочек нашей истории. Теплой сердцу. Провести по баку рукой, завести "с лапки" и вдохнуть выхлоп бензина с маслом. Запах ностальгии бьет в нос и слегка в глаза.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки