На рынке готового бизнеса сегодня предложение превышает спрос, и у потенциальных покупателей есть возможность не только выбирать, но и договариваться о скидке. Даже комиссию зачастую оплачивает продавец, который больше заинтересован в сделке.
Как рассказал Tochka.by руководитель проекта Bizshop.by Степан Гусак, в целом динамика купли-продажи не поменялась. В подвешенном состоянии оказался дорогой сегмент, но это заставляет его компанию просто подстраиваться под сегодняшний тренд и делать акцент на бюджетных вариантах.
Классика жанра
По словам Степана, как и всегда, востребованным остается бизнес, ориентированный на обычного потребителя: кофейни, автомойки, мелкий общепит, салоны красоты. Это объекты в ценовой категории $10-15 тысяч в эквиваленте, которые может позволить себе даже начинающий предприниматель.
А вот сегмент, рассчитанный на более платежеспособную публику, сейчас простаивает. И тенденция сформировалась еще на фоне пандемии. Речь, например, может идти о крупных ресторанах, магазинах брендовой посуды или аксессуаров.
Конъюнктура рынка изменилась в сторону снижения покупательской способности. И некоторые крупные объекты продавались со скидкой до 50%.
"Такая "уценка" не означает, что покупатель входит в рискованную сделку. Многое зависит от обстоятельств и причин продажи. Мы проводим аудит бизнеса и обеспечиваем юридическое сопровождение, чтобы обе стороны были довольны: продавец реализовал быстро за правильные деньги, а покупатель приобрел, например, без каких-либо долгов", – уточнил представитель рынка.
Некоторые объекты не доходят до активного маркетинга
По признанию собеседника, 10% объектов даже не попадают на сайт, поскольку реализуются по уже существующим запросам – брокеры работают с готовой базой клиентов.
"Когда предлагается хорошее место с госарендой, стабильной прибылью и ликвидными активами, это вызывает интерес у тех, кто держит руку на пульсе. Они сразу готовы смотреть и покупать. В итоге некоторые вновь поступающие предложения порой уходят в течение двух дней", – рассказал Степан.
Также он подчеркнул, что его компания знает историю ряда объектов, которые через них уже продавались несколько раз. И, учитывая все нюансы, специалисты могут аргументировано оформить сделку на разумных условиях.
Есть кейсы, когда магазин выступал в качестве покупателя. Специализация позволяет быстро оценить перспективу объектов и "выловить" на рынке лучшие варианты: фитнес-центр с тренажерами, кофейню в центре города или салон красоты с хорошей репутацией. В итоге бизнес перепродавался через неделю уже по более высокой стоимости.
Клиенты из Европы есть до сих пор
Собеседник подтвердил, что количество покупателей готового бизнеса из России в последнее время увеличилось. Но интерес сохраняется и со стороны предпринимателей из Европы, хотя их стало меньше.
Европейцев привлекает налоговое законодательство, ведь даже последние изменения для ИП, которые вынуждены перейти с "упрощенки" на подоходный налог в 20%, гораздо выгоднее условий в некоторых странах ЕС, где отчисления могут составлять до половины прибыли.
В качестве примера специалист привел семью из Нидерландов, которая с мыслями о переезде в Беларусь в прошлом году купила сразу четыре объекта в разных сферах малого бизнеса: кофейню, два розничных магазина и салон красоты. То есть люди не только вложились в готовый бизнес, но и диверсифицировали свои капиталы на случай, если что-то где-то пойдет не по плану.
Выгоды и риски
По мнению собеседника, готовый бизнес будет востребован всегда. Он так или иначе формирует доход. И если объект приносит прибыль даже сейчас, то почему бы в него не вложиться, когда окупаемость составляет около года.
Тем не менее, иногда появляется информация о закрытии той или иной кофейни. Степан замечает, что любой бизнес может "прогореть", ведь это суть предпринимательской деятельности: человек в любом случае работает в условиях риска. Но о том, что схема рабочая, говорят успешные примеры, которых больше.
А в поисках надежного объекта собеседник советует прибегать к услугам специалистов, которые помогут определить более очевидный бизнес с гарантированной доходностью.
"Кофейня в торговом центре возле востребованного магазина, где есть постоянный трафик, не может прогореть. Низкие накладные расходы (в первую очередь аренда) и локация, где кофе продается без дополнительной рекламы, сделают свое дело", – резюмировал эксперт.
Ранее мы писали, что складская недвижимость стала в Беларуси островом спокойствия в бушующем море санкций и контрсанкций, "слизавших" прибыль рантье.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber