Налог на онлайн-покупки: подорожают ли с 1 июля товары в интернет-магазинах

Николай Смирнов
О появлении НДС в 20% на иностранный E-commerce стало известно в прошлом году. Но до сих пор непонятно, кто будет платить налог с заказов на AliExpress и повысится ли соразмерно стоимость товаров. Журналист Tochka.by выяснил, что цена зависит не только от этого.
Налог на онлайн-покупки: подорожают ли с 1 июля товары в интернет-магазинах
Фото: John Schnobrich / unsplash

Налог на добавленную стоимость на покупки в зарубежных интернет-магазинах осенью 2021 года анонсировал министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов. Он аргументировал введение НДС для маркетплейсов желанием уравнять условия с обычными магазинами, в торговлю которых сбор заложен.

Также, по оценкам профильного ведомства, это подтолкнет иностранные интернет-магазины к регистрации в Беларуси в качестве субъектов хозяйствования и уплате налогов в бюджет республики, по некоторым оценкам, до Br40 млрд в год.

Кто и почему покупает в интернете?

Тематические опросы показывают, что белорусы отдают предпочтение интернет-магазинам из-за низкой цены и большого ассортимента. Также выбор в пользу онлайн-торговли объясняют удобной доставкой и экономией времени.

Чаще онлайн-покупки (как, впрочем, и обычные) совершают женщины. И, если вначале лидерство оставалось за Минском, то со временем на ведущие позиции вышли регионы – жители областных центров.

Также белорусские пользователи все меньше обращают внимание на бренды и все больше на удобство навигации сайта, оформления заказа и разнообразие форм оплаты. 

Фото: charlesdeluvio / unsplash

Количество онлайн-покупок в Беларуси значительно увеличилось на фоне пандемии. Наибольший рост отмечен в таких категориях, как продукты и товары для детей и дома. "Плюсанули" также техника, электроника и косметика. Это, впрочем, соответствует мировым трендам.

Как реагируют интернет-магазины?

Российские маркетплейсы уже платят НДС в России. Они заявляли о неправомерности двойного налогообложения в формате ЕЭАС, что ведет к искусственному повышению стоимости товаров. Ассоциация компаний интернет-торговли обратилась к главе российского правительства Михаилу Мишустину с просьбой о содействии, но ситуация развития не получила.

Между тем, вопрос решается достаточно просто: иностранные площадки избавит от НДС создание в Беларуси юридического лица. Ведь белорусский Минфин ратует за то, чтобы налоги с продаж оставались в самой республике, а не уходили за рубеж.

Российский Ozon в мае 2021 года зашел на белорусский рынок, зарегистрировав ООО "Озон Рокет Бел".

"Новая структура создается для масштабирования бизнеса на территории республики, в первую очередь – расширения логистической инфраструктуры", – говорилось в сообщении компании. Планы предусматривали открытие сортировочного центра и увеличение точек выдачи товаров.

У Wildberries уже был интернет-магазин в Беларуси с 2012 по 2020 годы. Но в адрес онлайн-ретейлера поступали многочисленные жалобы, и компания решила вернуться под российскую юрисдикцию и валюту. 

Фото: Ron Lach / pexels

Введение НДС возымело действие: "дикие ягоды" снова вынуждены были оформиться в Беларуси в марте 2022-го и вернуть расчеты в белорусских рублях. Это, кстати, решает еще одну проблему. Было много нареканий из-за списания/возврата средств по невыгодному обменному курсу российского рубля. Кроме того, теперь бренд не сможет игнорировать жалобы белорусов, так как придется реагировать на них по белорусским законам.

У еще одного маркетплейса – Lamoda – с самого начала было юрлицо, которое и позиционирует себя как белорусский интернет-магазин.

Что касается китайских площадок и Aliexpress, в частности, то они напрямую взаимодействует с физическими лицами. И в этом случае не совсем понятно, каким образом государство будет взимать НДС.

Впрочем, вероятнее всего, по аналогии с тем, как действует популярный маркетплейс в других государствах, Aliexpress просто приплюсует дополнительный налог к стоимости. Так было, например, в Литве, где год назад отменили льготы в отношении товаров стоимостью меньше 22 евро. С 1 июля 2021-го для литовцев они подорожали на Wish и Aliexpress на 21%. Подразумевалось, что благодаря этому посылки быстрее пройдут таможенные процедуры, соответственно, их доставят быстрее, а покупателю не придется платить НДС самим и тратить время на декларирование.

Вырастут ли цены на товары в белорусских онлайн-магазинах?

В вопросе повышения цены не все так однозначно. Маркетплейсы неохотно идут на контакт со СМИ. Журналист Tochka.by обратился в некоторые компании как обычный покупатель через форму обратной связи с вопросом, подорожают ли товары с 1 июля. 

Фото: Anna Shvets / pexels

Ответили только в Lamoda: "На нашем сайте поставщик самостоятельно назначает цену, поэтому товар можно приобрести только по стоимости, которая указана на сайте и в накладной в момент оформления заказа. В связи с этим не могу сказать, будет ли подорожание товаров, так как это напрямую зависит от поставщиков".

Судя по всему, на формирование цены сейчас влияет множество факторов. И, учитывая наличие белорусских юрлиц у российских маркетплейсов, им НДС не грозит. Главная проблема на фоне происходящего заключается в усложнившейся логистике, росте стоимости и времени доставки.

Как известно, из-за ситуации в Украине многие бренды ушли из России и Беларуси. Дефицит импортных товаров в Беларуси планируют решить легализацией параллельного импорта.

Решение о разработке соответствующего проекта закона было принято оперативно-ситуационным штабом при Совмине в начале июня. Документ позволит импортировать в страну товары без согласия производителя или правообладателя. И это не означает легализацию "серых поставок". Параллельный импорт предполагает ввоз оригинальной продукции, законно поставленной в третьи страны, например, в Казахстан.

Вместе с тем конкуренция на растущем рынке электронной коммерции заставляет игроков рынка искать способы привлечения и удержания клиентов, в том числе за счет акций, бонусных программ и скидок. Соответственно, цены должны быть ниже, чем у конкурентов.

Рынок электронной коммерции в Беларуси ежегодно прирастает до 40%. И если для каких-то сфер пандемия стала сдерживающим и даже разрушающим фактором, то для E-commerce послужила импульсом к развитию. А значит, у маркетплейсов есть ресурсы, если не для взятия определенных издержек на себя, то хотя бы для оптимизации затрат не в ущерб покупателю.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки