Рынок международных грузоперевозок Беларуси находится в ситуации стагнации. Об этом свидетельствуют данные международной "Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU".
При этом объем грузоперевозок в апреле-июне снизился не только по европейскому направлению – существенный спад отмечается и на маршруте Россия-Беларусь.
Заявок все меньше
Во втором квартале 2022 года общее количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь снизилось по сравнению с первым кварталом на 7%.
В годовом выражении эта цифра составила 2%. Причем динамика ухудшалась от месяца к месяцу – в июне снижение спроса составило 16%. При этом основная доля снижения приходится именно на перевозки из России – во втором квартале 2022 года перевозки снизились на 13% по сравнению с первым кварталом 2022 года.
"Если в первом квартале мы наблюдали резкий рост объема перевозок из России в Беларусь, то сейчас ситуация меняется кардинальным образом. Снижение спроса на перевозки вполне объяснимо с учетом введенных санкций. Ряд производителей сейчас занят переориентацией экспорта товаров в восточном направлении. Отладка новых логистических цепочек – небыстрый процесс, но мы уже наблюдаем существенный рост спроса на перевозки в восточные страны", – говорит директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Новые восточные направления
Слова эксперта подтверждают данные "Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU": во втором квартале 2022-го в 3,5 раза выросло количество заявок на перевозки из Казахстана, в 2,5 раза увеличился спрос на перевозки из Турции.
Схожая картина наблюдается и в ситуации с перевозками из Беларуси. Здесь сокращение по сравнению с первым кварталом составило 9%. Однако по сравнению с прошлым годом наблюдается рост в 6%, и динамика по месяцам, напротив, положительная: весенний спад в июне сменился оживлением в плюс 63%.
Перевозки в Россию из Беларуси сократились на 9% по сравнению с первым кварталом, просел спрос практически на всех европейских направлениях.
Рекордсмены роста
Что касается роста, то рекордсменами здесь стали перевозки в Турцию – прирост в 409% – и в Грузию – плюс 347%.
Ставки на данный момент больше радуют заказчиков, чем исполнителей. Во втором квартале ставки на перевозки в Беларусь выросли в годовом выражении на 23%, но упали по сравнению с первым кварталом на 3%.
Ставки из Беларуси снизились в годовом выражении на 9%. При этом динамика ухудшается: еще в апреле был зафиксирован рост 18%, в мае – небольшое снижение на 5%, а в июне – уже серьезное падение на 16%.
"Санкции и закрытие европейского направления для перевозчиков стало причиной переизбытка предложения на популярном российском направлении. Это и спровоцировало падение ставок. Перевозчики оказались в сложном положении: ставки снижаются, но затраты на топливо и обслуживание техники растут", – говорит Татьяна Солдатенко.
Внутренний рынок оживает
Снижение спроса на перевозки и падение ставок в международных перевозках отчасти компенсируются положением дел на внутреннем рынке.
Количество заявок на перевозки внутри Беларуси выросло во втором квартале 2022 года по сравнению с первым на 25%, следует из данных международной "Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU".