
Единственный в стране производитель подвижного состава сокращает производство. Завод испытывает трудности с поставкой комплектующих из-за европейских санкций. Поговорили о настроениях в коллективе с работниками завода.
Между Сциллой и Харибдой
"Никого принудительно не сокращали. Люди сами уходят. Потому что не видят перспектив", – тезисно узнаем ситуацию от сотрудников завода.
Действующие санкции привели к тому, что некоторые зарубежные поставщики приостановили в нашу страну отгрузку комплектующих – от простейшей электрики до системных компонентов поездов. Поэтому часть заказов завода в Фаниполе ушла в другие европейские филиалы.
Ушли на паузу

"Штадлер Минск" восемь лет производит поезда и трамваи для местного рынка, стран СНГ и Центральной Европы. До последних санкций "Штадлер Минск" был вторым по величине филиалом в международном концерне. Здесь был налажен полный цикл производства поездов – от сварки каркаса до динамического запуска. Завод работал на полную мощность – 500 вагонов в год. И хотели еще расширяться. Все эти усилия пошли прахом.
"Работы на этот год пока хватит, а дальше – непонятно", - оценивают сегодняшнее положение работники Stadler.
Лучшая часть подвижного состава Белорусской железной дороги держится на новых поездах Stadler. "Штадлер Минск" обеспечивает средний ремонт электропоездов ЭПР, ЭПГ и ЭПМ I, который настает после 2 млн. км пробега или восьми лет эксплуатации.
"Средний ремонт электропоездов для Белорусской железной дороги в объеме, запланированном на 2023-2025 годы, будет выполнять "Штадлер Минск" на заводе в Фаниполе", – уточнила для Tochka.by начальник бюро рекламы и маркетинговых коммуникаций ЗАО "Штадлер Минск" Дина Казакевич.
Ремонт комплектующих, которые находятся под санкциями, также проведут в нашей стране, но уже вместе с субподрядчиками. Сейчас завод ищет новые логистические маршруты для заблокированных комплектующих.
Бери шинель – идем домой

Еще в марте председатель совета директоров и и.о. генерального директора Stadler Rail Group Петер Шпулер был оптимистичен, насколько это возможно в нынешних обстоятельствах. В интервью swissinfo.ch он рассказывал, что не собирается закрывать завод под Минском:
"Мы не создаем продукты для олигархов, наши продукты приносят ежедневную пользу населению. Поэтому у меня нет угрызений совести за то, что мы делаем".
Но завод – это не только станки и стены. Кто не захотел переезжать в другую страну или не смог по семейным обстоятельства – ушел в простой. Но этот вариант не очень сладкий. Отправляют в простой на 2/3 не всей зарплаты, а только оклада. Это около сотни долларов. Поэтому многие уволились. Перед вводом санкций на заводе работали около 1 500 человек. Сейчас – чуть больше тысячи.
Терять кадры и самому заводу жалко. Международная компания планомерно внедряла европейскую культуру производства.
"Работники внесли свой вклад в успех предприятия "Штадлер Минск" с самого момента его открытия. Поэтому компания считает своей обязанностью предложить им перспективу в эти трудные времена и поддержать их. Stadler не планирует закрывать белорусское предприятие и намерен после снятия санкций вернуться к производственным объемам и компетенциям прошлых лет", – рассказала официальный представитель завода.
А пока рабочие высокой квалификации собирают оставшиеся проекты без уверенности в завтрашнем дне. Уйти в автосервис или государственное предприятие для них – спуститься на одну ступень.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram