Главными экспортными белорусскими товарами являются калийные удобрения и нефтепродукты. Чтобы их экспортировать, желательно иметь удобный выход к морю, которого Беларусь лишилась более года назад. Как и где будут "прорубать окно"? Появится ли оно в 2023 году? Разбираемся в этих сложных вопросах с экспертом.
В феврале МИД РФ сообщил о том, что "прорабатывается вопрос" передачи в собственность Беларуси многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка", входящего в "Большой порт Санкт-Петербург".
В марте министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко заявил совершенно другое, сказав, что Беларусь собирается построить свой терминал или порт в Мурманской области.
Ранее он же заявлял о том, что Беларусь намерена построить порт своими силами с привлечением кредитных ресурсов.
"Есть ряд российских банков, которые готовы это кредитовать. Вопрос в том, чтобы получить конечную эффективность от реализации этого проекта. В любом случае это достаточно масштабный проект для страны. Он требует более детального изучения", – заявил чиновник.
Корреспондент Tochka.by решил выяснить, как сейчас обстоят дела в Финском заливе и на берегах Белого моря, и появится ли у белорусской стороны свой порт в России?
Эпопея со стройкой/приобретением тянется второй год
Когда Литва с 1 февраля 2022 года отрезала для белорусских калийных удобрений транзит, а менее чем через месяц отпал и украинский вариант, стало понятно, что единственным вариантом остался российский.
Разговоры о том, что Беларусь построит свой порт в РФ, стартовали сразу после этого. Тогда же Александр Лукашенко в интервью сказал, что Беларусь строит в России свой терминал для перевалки калия и намерена завершить его в кратчайшие сроки.
Он рассказал, что российская сторона предоставила площадку, на которой сейчас реализуется проект по созданию дополнительной инфраструктуры, и уточнил, что проект реализуется за счет частных инвестиций из Беларуси.
"Сейчас надо очень сильно активизироваться, чтобы мы с колес начали грузить этот хлоркалий хотя бы через год", – сказал Александр Лукашенко.
В ответ на это в правительстве Ленинградской области заявили, что "белорусская сторона в 2022 году не обращалась с инициативой по строительству портовых мощностей".
Что сейчас происходит на Балтике и у берегов Северного ледовитого океана – на тех площадках, где могут появится белорусские порт/терминал? С этим вопросом Tochka.by обратилась к руководителю отдела аналитики российского ИАА "ПортНьюс" Виталию Чернову.
Он отметил, что без строительства собственного навалочного терминала вопрос с экспортом даже калийных удобрений в нужном объеме и по приемлемым ценам, на его взгляд, белорусским властям кардинально не решить.
"Мощностей для таких объемов (11 млн тонн в год) в действующих терминалах недостаточно. Рассматриваются планы по строительству терминала в Мурманской области, в Приморске Ленинградской области, но пока на уровне разговоров", – заявил эксперт.
Это дает понять, что шансы на то, что в этом году у Беларуси появится свой порт, невелики. Разве что она его купит. Так как пока ничего в РФ (ни порта, ни терминала) не строит.
Что выбрать: "Бронку", "Приморск" или "Мурманск"?
По словам Чернова, пока есть только разговоры о приобретении – владельца терминал "Бронка" не менял. Хотя это неплохой для потребностей Беларуси вариант. Кроме того, белорусская сторона ведет переговоры о строительстве терминала в Мурманской области.
"Очевидно, что речь идет о навалочном терминале для перевалки калийных удобрений. Там реализуется проект строительства Мурманского транспортного узла (МТУ) на берегу Кольского залива, где и может разместиться данный терминал", – пояснил портовый аналитик.
По его словам, Беларусь остро нуждается в собственном терминале, через который можно было бы экспортировать как удобрения, так и перегружать контейнеры. И пока лучшим вариантом видится "Бронка" – многопрофильный морской перегрузочный комплекс.
"Это современный терминал, имеющий ряд преимуществ. Во-первых, к нему ведет более короткий подходной канал, чем к другим терминалам города, во-вторых, он расположен в непосредственной близости от Кольцевой автодороги, что позволяет вывозить грузы без захода в перегруженную сеть автодорог основной части Санкт-Петербурга", – пояснил Чернов.
Есть и другие преимущества – прямой выход на железнодорожную ветку, таможенный пост. При этом терминал позволяет перегружать широкую номенклатуру грузов: от контейнерных (в том числе насыпных в контейнерах и биг-бэгах) до колесных и негабаритных.
"Да, были разговоры о том, что в Приморске нужно строить белорусский терминал. Но там уже начата реализация проекта "Приморский УПК". Еще в начальной стадии, но хотя бы уже начата. Можно, в теории, с инвесторами этого проекта попробовать договориться и войти в него, тем более что проект предусматривает строительство, в том числе, терминала для минудобрений", – отметил эксперт.
Что до порта/терминала в Мурманской области, то, по его словам, говорить что-то рано: пока даже проекта МТУ нет, и неизвестна его начальная стоимость. Сегодня это только разговоры, как и по Приморску.
"Поэтому тут нечего особенно сказать. Не факт, что что-то в итоге будет. На мой взгляд, чем строить терминалы с нуля, белорусы могли бы вписаться в существующие проекты – "Порт Лавна" и "Приморский УПК". Но это все вопрос переговоров, конечно", – заявил Виталий Чернов.
Сколько процентов прибыли "съест" РЖД?
За неимением собственных портовых мощностей Беларусь использовала в 2022 году возможности 19 или 20 (министр транспорта называл разные цифры) портов РФ. Но даже скопом порты на Балтике, Черном, Каспийском, Белом, Японском морях не смогли и близко приблизится к объемам, что давал Клайпедский порт.
Судите сами: в 2020 году через него только минудоборений было отгружено 10 млн тонн, а в 2021-м – 11,5 млн. И, хотя Россия увеличила "прокачку" белорусского экспорта в своих портах, но прежде всего закрывала потребности своих компаний.
В итоге, как сообщили в МИД РФ, в 2022 году через российские морские порты отгружено 3,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов. Также перевезено почти 3 млн тонн калийных удобрений – по железной дороге в Китай и через порты в Новороссийске, Астраханской области, Ейске и Усть-Луге.
Вопрос: насколько выгодно было грузить калий в портах Каспийского моря? Прибалтийский маршрут, который в течение более 10 лет использовался для экспорта белорусской продукции морем, был в одночасье утерян. А ведь он был самым удобным и дешевым.
Цифры говорят сами за себя: расстояние от Солигорска до Клайпеды – 612 км, до Вентспилса – 750 км, а до Усть-Луги – 928 км, до Мурманска – 2255 км, до Архангельска – 2089 км, до Новороссийска – 1578 км, до Оля (порта на Каспии) – 2193 км.
В итоге увеличивающееся в 1,5-3,5 раза транспортное плечо "съедает" львиную долю прибыли. И это при том, что Минск и Москва договорились о том, что услуги РЖД при перевозке калия будут снижены в два раза. А если российские лоббисты/конкуренты "Беларуськалия" сделают так, что тариф на перевозку белорусских удобрений перестанет быть льготным?..
Все же "Бронка"?
А ведь от поставок калийных удобрений на экспорт во многом зависит ВВП, который в январе упал на 5%. При том, что в этом году он должен (по планам белорусских властей) вырасти на 3,8% к уровню 2022 года. А экспорт товаров и услуг – на 5,5%.
А для того, чтобы через российские порты прошло не 3,5 млн тонн минудобрений, а хотя бы раза в два больше, в 2023 году (если верить министру транспорта и коммуникаций РФ Алексею Авраменко) власти рассчитывают завершить покупку комплекса "Бронка" до конца этого года.
"Мы оперируем терминалом "Бронка" как базовым портом для перевалки белорусских грузов в Большом порту Санкт-Петербурга. Сегодня туда уже идут грузы по основной номенклатуре. Сделка в процессе, думаю, в ближайшее время она будет завершена. Речь идет о покупке", – сказал он недавно.
Отметим, что "Бронка" – единственный глубоководный порт Санкт-Петербурга. Он способен принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13 м. На сегодняшний день ММПК "Бронка" может обрабатывать около 1,9 млн TEU в год и более 200 тыс. единиц автомобильной и специальной техники.
До 2017 года "Бронка" принадлежал АО ХК "Форум" Дмитрия Михальченко, обвиненного в коррупции при строительстве объектов ФСО. В феврале 2022 года правительство РФ опубликовало распоряжение о передаче находящихся в федеральной собственности 100% ММПК "Бронка" госкорпорации "Ростех".
Росимуществу предписывалось в 12-месячный срок обеспечить реализацию мероприятий по смене собственника.