Бонусы и подсчет на втором ЦЭ: что школьники спрашивали у Минобра

Наталия Тычко
Дети и их родители уверены, что их не предупредили об изменении подсчета баллов на ЦЭ, а министерство и РИКЗ убеждают, что ничего не изменилось.
Бонусы и подсчет на втором ЦЭ: что школьники спрашивали у Минобра
Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Tochka.by

Около 15:00 в холле министерства образования на первом этаже сидело 10-15 человек. Время от времени их приглашали в расположенный неподалеку кабинет. Там и проходил анонсированный ведомством прием граждан. Темой разговора стал первый в истории Беларуси централизованный экзамен (ЦЭ).

В кабинете – представители Минобразования и РИКЗ.

На беседу со специалистами люди зачастую приходили семьями, несли распечатанные заявления с изложенными претензиями и вопросами. Кто-то писал на листе А4 прямо в холле ведомства, но суеты не было – лишь взволнованность.

"У дочери температура под 39°, так сильно переживает. Дома просто истерика. Что теперь делать, мы не понимаем. Ориентировались на результаты РЦЭ и РТ, построили планы, а теперь все пошло прахом. Так обидно, вы не представляете", – эмоционально рассказала одна из мам выпускников, пришедшая за ответами в Минобразования.

К слову, перед приемом многие родители не очень-то верили, "что удастся что-то изменить". Тем не менее своей очереди пришедшие все же ждали. Даже несмотря на то, что и посидеть под кабинетом пришлось.

На разговор с одной семьей у Минобразования и РИКЗ уходило в среднем 20 минут. Мы провели в здании ведомства около полутора часов и успели услышать четыре истории о ЦЭ.

Сократили их до сути вопросов для вашего удобства.

Методика слишком сложная, будет ли пересчет?

Со вторника, 30 мая, в Беларуси работает специальная комиссия. Ее цель – изучить корректность работы методики подсчета баллов.

По словам Минобразования, от ведомства комиссия не зависит. Специалисты также уточнили, что в ее состав вошли представители БГУИРа, Администрации президента, юристы и статистики. Почему именно университет радиоэлектроники? В ведомстве отметили, что работники этого вуза разбираются в делающей подсчеты баллов машине.

"Если будет принято решение, что где-то произошли сбои, или они посчитают, что это было некорректное выставление баллов, возможно, результаты ЦЭ будут увеличены на какой-то коэффициент. Сегодня же это не предусмотрено", – указали в Минобразования.

Там также уточнили, что коэффициент, в случае необходимости, введут для всех детей сразу.

Какой будет шкала при оценке второго ЦЭ?

В РИКЗ объяснили, что у них нет готовой шкалы для перевода первичных баллов в тестовые. Она появляется только после того, как дети напишут экзамен, а система рассчитает так называемые шаги.

"Так было с 2019 года. Методика не поменялась. Мы всегда выкладывали переводную шкалу на сайте РИКЗ после ЦТ. Все могли зайти и сверить свои первичные баллы и тестовые. Для этого конкретного ЦЭ по русскому и белорусскому переводная шкала такая: до 75 баллов первичные и тестовые соответствуют, далее идет коэффициент [он же бонусы – Tochka.by]", – напомнили в РИКЗ.

Что касается истории Беларуси или математики (впрочем, любого предмета) шкала будет другой, нежели на ЦЭ по языкам.

То есть, неправильно предполагать, что с 60 максимальными первичными баллами по истории Беларуси за 55 набранных первичных баллов абитуриент получит 55 тестовых.

То же касается и математики.

"Вполне возможно, что по ней мы получим привычную шкалу перевода, как на ЦТ 2022 года, по которой все и ориентировались", – предположили в РИКЗ.

В Минобразования также допустили, что методика подсчета баллов второго ЦЭ может измениться.

Что будет с проходными баллами?

В Минобразования уверены: в этом году проходные баллы для поступления в вуз будут другими. И судя по результатам первого ЦЭ, они упадут.

Почему так сильно изменились переводные шкалы?

Самыми частыми стали вопросы о несоответствии переводной шкалы на репетиционных тестировании и экзамене той, что образовалась после ЦЭ.

Так, одна из мам выпускников привела в пример переводную шкалу первичных баллов в тестовые за 2021-й и 2022-й годы. Там разница была совсем небольшой.

Специалисты РИЗК и Минобразования начали объяснять, но для понимания слов оказалось мало. Взялись за карандаш.

Мы также покажем условную и очень упрощенную схему распределения первичных и тестовых баллов на графике при ЦЭ и при третьем этапе РТ.

Фото: Tochka.by

Начнем с того, что у каждого теста есть максимальный первичный балл, который служит основой для подсчетов по актуальной на сегодня методике. Дальше появляются коэффициенты, по-простому – "бонусы".

"На их размер влияет непосредственно количество детей, которые сдают экзамен, и их уровень подготовки. Говорю очень грубо и примитивно", – отметила представительница РИКЗ.

Согласно ее примеру, на третьем этапе РТ по русскому языку участвовало 10 тысяч человек. Цифры не реальные и служат лишь основой объяснения. Как здесь, так и дальше по тексту.

"Вот общая шкала от нуля до ста баллов. Но нужно понимать, что она не работает как десятибалльная система, где присутствуют все результаты от одного до десяти. Здесь есть шаги, которые высчитывает машина. И совсем не обязательно, что ребенок получит 91, 92, 93 и так далее до 100 баллов. Как я говорила раньше, это зависит от количества аттестуемых и их подготовки", – продолжила объяснение специалист.

По ее словам, чтобы просчитать эти самые шаги, системе необходима точка отсчета. Ею служит средний результат ребят на испытании.

Для примера озвучена цифра 50. Тогда система генерирует шаги, которые соответствуют 96, 94 и 92 баллам.

"Таким образом, на первом месте для поступления в вуз стоят стобалльники, на втором – те ребята, у которых 96 баллов, на третьем – 94", – описала специалист.

Фото: Tochka.by

С ЦЭ же шаги вышли другими. Во-первых, потому что писали его все выпускники (а это 53 тысячи человек). А во-вторых, тесты ЦЭ стали намного легче ЦТ. Ведь из них исключили задания пятого уровня.

"Соответственно, и точка отсчета на шкале колоссально сдвинулась выше. Получилось, что все, кто ниже среднего результата, и те, кто выше него, сместились ближе к точке. Поэтому тестовый балл система приравняла к первичному, а шаги увеличились. И на первом месте для поступления в вуз снова оказались стобалльники, а на втором – уже ребята с 92 баллами, на третьем – результат с 86 баллами. При этом на способность к поступлению эти ставшие более низкими цифры не влияют. Человек с 92 баллами на ЦЭ и 96 на РТ как входил в 2000 самых сильных ребят по русскому языку, так и остался в этом диапазоне", – указали в РИКЗ.

Там же заверили, что ребята, сдавшие ЦТ в прошлом году, не повысят конкурс для нынешних абитуриентов. По словам специалистов, большинство из них – с невысокими баллами.

Что с рейтинговой системой – она есть?

На приеме граждан коснулись и вопроса одной ошибки в ЦЭ. За нее ребята могли получить около 86 баллов.

"Я понимаю, что может быть сложная формула для вычисления переводной шкалы, я далека от статистики. Но по логике, вот ребенок получил одну ошибку, в процентном соотношении это сколько будет?" – уточнила мама выпускницы.

В Минобразования пояснили, что процент ошибки не играет роли при нынешней методике подсчета баллов.

"На сегодня не учитывается и сложность задания (то есть, как его выполнили другие), а говоря про рейтинг, речь идет о процентном соотношении, на сколько первичных баллов написала группа людей", – уточнили в РИКЗ.

"Так, не имеет значения, где вы ошиблись, в самом простом или самом сложном задании. Вам просто не начислят определенные первичные баллы", – уточнили в Минобразования.

Подготовка к ЦЭ и плохой балл аттестата

На приеме родители и выпускники озвучили и другие вопросы. Например, одни готовились по учебнику, который не одобрен Минобразования, поэтому род у существительного ребенок указал неверный.

В пособии, которое предпочел он, назван женский, а в рекомендованном ведомством – мужской.

Фото: Tochka.by

Было и несколько ребят, которые переживали за свой балл аттестата, ведь при подсчете по шкале ЦТ 2022 года они могли получить десятку, подтянуть средний балл и со спокойной душой идти на золотую медаль.

Сейчас у выпускников стоит девятка.

"Крайне обидно, ведь мы ориентировались на РТ", – объяснили выпускники.

Тем не менее, годовая оценка и итог ЦЭ у многих все же совпали. То есть, если у школьника по русскому стояла девятка, то и после перевода 100-балльного результата экзамена в десятибалльный получилась эта же оценка.

После приема граждан в Минобразования выходили более спокойными, другие лишь больше разозлились.

Но в целом, те, с кем мы говорили, сошлись во мнении: о ЦЭ у них было слишком мало информации, а у многих и того хуже – она была неверной.

Кто виноват и что с этим делать, однозначно весомый вопрос. В РИКЗ признаются, что впервые переводная шкала сложилась подобным образом и такого там точно не ожидали, а родители, сравнивая результаты РТ и ЦЭ, берутся за головы и накапывают детям валерьянки.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки