Мозаичные панно – неотъемлемая часть архитектуры стран постсоветского пространства. С течением времени многие объекты теряют свой привлекательный вид, но кое-где они все-таки остались. Рассказываем, где в Минске еще сохранились предметы этого кропотливого труда.
Александр Кищенко и религиозный подтекст
Одно из главных имен среди создателей мозаичных "билбордов" – Александр Кищенко. Ему принадлежат масштабные работы, которые удалось сохранить в приемлемом виде до наших дней.
Среди них – ансамбль изображений в честь Минска в микрорайоне Восток-1. Александр Кищенко создал четыре работы невероятной величины, которые расположились на фасаде домов высотой в 16 этажей: "Город культуры", "Город-строитель", "Город науки", "Город-воин". Своим видом мозаики напоминают расписные иконы, только без упоминания святых, а с обычными людьми. Сам Кищенко часто в своих работах вдохновлялся подобной стилистикой
В связи с тем, что это значительный арт-объект, находящийся у всех на виду, мозаику даже реставрировали, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии, но куски смальты все-таки отваливаются, создавая пока что еле заметные пробелы.
Он же выступил автором еще двух работ на фасадах зданий, похожих между собой. После завершения строительства гостиницы "Турист" одну из стен здания ресторана при отеле решили украсить мозаикой "Беларусь партизанская". Спустя пару десятков лет мозаика начала осыпаться и к концу нулевых изображение уже было трудно узнаваемым, поэтому городские власти взялись за реставрацию, и осенью 2015–го мозаика была восстановлена.
Реставрация панно стала последней работой художника – спустя несколько месяцев после начала работы над проектом Александр Кищенко ушел из жизни, но заложить фундамент по восстановлению все-таки успел.
Вторая работа появилась спустя два года после предыдущей. В 1975–м на фасаде здания проектного института пищевой промышленности Александр Кищенко завершает свое мозаичное панно "Октябрь". Автор изобразил революционные события – взятие зимнего дворца. Эта работа не требует реставрации и продолжает радовать минчан своим видом.
Огромная работа была проделана мастером при создании мозаики в бассейне гостиницы "Беларусь". Панно было закончено в 1987 году, с открытием гостиницы, и даже пережило обновление здания – не всем работам, расположенным в отеле, это удалось.
Кищенко не изменял себе и в этой работе придерживался фирменного стиля – на стенах бассейна можно разглядеть отсылки к средневековой истории Беларуси. Конечно, автор не забыл и другие символы нашей страны – цветущие яблони и летящие журавли.
Мозаичные панно в кинотеатрах и метро
Еще одним распространенным местом для расположения таких изображений были кинотеатры.
Например, в кинотеатрах "Пионер" и "Дом Кино" (бывший "Партизан"), разместились два панно во всю стену – эти кинозалы открылись с промежутком в один год в середине 60-х.
В Пионере художники Евгений Зайцев и Иван Тихонов выложили мозаику "Счастливое детство". На ней дети разных народов в окружении птиц и зверей радуются мирной жизни.
В Доме Кино, на втором этаже, у входов в зрительный зал, художники Май Данциг и Борис Непомнящий создали мозаику под названием "Партизаны" – в честь первоначального названия кинотеатра. Вообще, тогда такие работы создавались на революционные и военные темы, служа негласными "билбордами" по продвижению капитализма.
А вот уже позже, в 1978 году, в Серебрянке открылся кинотеатр "Салют" и абстрактная мозаика появилась на фасаде здания, автором которой стал Юрий Богушевич. Похожая абстрактная картина, как на "Салюте", появилась в вестибюле станции метро Молодежная в середине 90-х.
Неочевидная, но значимая работа находится над входом на станции метро Октябрьская/Купаловская. Мозаика выложена в флорентийской технике и создавалась московскими мастерами под руководством Андрея Кузнецова. Картина опять же отражает события Октябрьской революции.
Создание мозаичных панно требует времени и усилий. Изображение выкладывается из смальты, которую и в советские времена было не так уж просто достать – что-то привозилось из Ленинграда, а что-то из Киева, например. Сейчас поиск и ввоз материалов стал еще сложнее и дороже.
Самому мастерству тоже нелегко обучиться – многие именитые мастера ушли из жизни. Отметим, что раньше мозаичистов обучали по десять лет.
Поэтому, возможно, работы прошлых лет – последние представители мозаичного искусства, которые еще можно найти на некоторых фасадах зданий.