
В 2023 году, под данным МВД Грузии, эту страну покинули 2000 белорусов. Они заняли третье место в рейтинге выехавших.
Лидируют россияне – почти 31 тыс. человек. Им редко выдавали ВНЖ и открывали счета в местных банках. Украинцы, которым сложно добиться гуманитарной защиты и материальной помощи, заняли вторую строчку – 3989 уехавших.
Многие наши соотечественники сразу не рассматривали Грузию на долгий срок проживания. Одни так и не смогли свыкнуться с местным менталитетом, бытовыми и социальными условиями, степенью безопасности (например, на дорогах).
Другие находили недостатки в сфере обслуживания и несоответствие цен качеству жизни. А третьи в принципе пользуются возможностью, пока нет детей, узнавать новые страны – они продолжили свое невольное путешествие.
Изначально Грузия привлекала "безвизом", прямым авиасообщением с Минском, солнцем-морем, неповторимой природой и аутентичной кухней. Все это хорошо туристу, но с точки зрения постоянной жизни, особенно с детьми, не всегда имеет большое значение.

Спасает статус курорта
Инна (имя изменено, контакты есть в редакции) дистанционно работает дизайнером интерьера. Она переехала в Батуми с дочерью в марте 2022-го.
Белоруска не может однозначно сказать, что русской речи на улицах стало намного меньше. Батуми все-таки туристический город. Сюда круглогодично кто-то приезжает и уезжает. Но ряд признаков говорит сам за себя.

"Я недавно переехала в новое жилье. Сменила маленькую студию без шкафов на шикарную «трешку» площадью 80 м² со всем необходимым и ремонтом «для себя» за ту же цену – $300", – отметила собеседница.

Более того, знакомые говорят, что студии, которые они снимали за $400, теперь обходятся им по $250–270. А подруга, раньше жившая в элитном районе Тбилиси, рассказала, как ее квартира за $1000 уже упала в цене на треть.
"Грузины очень хорошо понимают обстановку. Они готовы идти на все, лишь бы оставить квартирантов, потому что найти их сейчас становится все сложнее", – подчеркнула белоруска.

В школах появились места
Еще один фактор, который подтверждает отъезд экспатов, – образование. Дочь собеседницы в этом учебном году пошла в четвертый класс. Она второй год учится в частной школе.
И ее мультинациональный коллектив поредел сначала с сентября, а потом и с января. Из общения с соотечественниками стало понятно, что многие перебираются в Польшу.
Снижение загруженности учебных заведений и падающий спрос – также в пользу остающихся. Администрация отказалась от планов повышать стоимость обучения. Инне оно обходится, как и раньше, в 400 лари ($150) в месяц.

Возможно, с пятого класса, когда начинается новый образовательный этап, ребенок все же перейдет в бесплатную школу.
Спонтанный бизнес закрывается
Есть и говорящая закономерность, связанная с закрытием бизнеса, который начинали развивать релоканты. В частности, в сфере общепита. По мнению Инны, во многом это были спонтанные решения: люди хотели куда-то быстро вложить свободные деньги, без четкого плана и стратегии.
"Сейчас идешь по привычным улочкам и видишь, как буквально через одно заведения закрываются. Очень жалко ребят. У меня была любимая кафешка азиатской кухни. Это изначально не рассчитано на грузинскую аудиторию. А релоканты разъехались, и столики пустуют. Как можем их поддерживаем, но я понимаю, что дела плохи", – пояснила белоруска.

"Я остаюсь"
Инна уезжать пока не планирует. Даже если бы хотела, есть нюансы с оформлением разрешительных документов на въезд и работу в ЕС.
Плюс она смогла в Батуми удачно вложиться в недвижимость. Жилье в 40 "квадратов" хотя и не на первых линиях у моря, но весьма подъемное – $22 тыс. c возможностью платить в рассрочку. 70% стоимости собеседница уже внесла.


По плану, работы должны завершиться к концу года. Но сейчас нет гарантии, что стройка закончится даже в 2025-м. Тем не менее уже сейчас квартиры в этом доме без ремонта можно продать на 25–30% дороже.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber