Огромный по площади минский стадион "Динамо" уже несколько лет выводят из категории "только спорт". По задумке это место должно стать самой народной локацией в столице.
Журналист Tochka.by поинтересовалась у генерального директора "Динамо" Александра Бут-Гусаима, как стадиону живется без большого футбола и международных соревнований.
Всесезонный каток
Хоть и не видно из-за огромных стен сооружения или далекого от проспекта местоположения, но на стадионе идет бурная деятельность, заверяет Александр Бут-Гусаим.
Например, в марте 2022-го на "Динамо" появился всесезонный каток. Покрытие – специальный запатентованный пластик из немецких материалов российского производства.
Кстати, мы каток затестили, уж как смогли. Вердикт: покрытие катается, хоть и не совсем так, как обычный лед. Есть специфика: например, надо прилагать больше силы при отталкивании, а еще не пугаться множеству царапин. Это нормально. Говорят, "бывалый" пластик скользит даже лучше, чем совсем новенький.
Цены вполне обычные для Минска: прокат взрослых коньков на 45-минутный сеанс – Br4, сама услуга катания – Br5 в будние и Br5,50 в выходные и праздничные дни.
Сейчас на катке немноголюдно. Но вскоре посреди площади появится елка, а рядом поставят кофе-поинты. Может, тогда и народ пойдет более активно, говорят на "Динамо".
Заходить на газон не воспрещается
Вообще администрация "Динамо" только приветствует массовые мероприятия. Даже на "траву" пускают.
"В прошлом году мы провели A-Fest и показали, что реально и можно выходить на газон: раньше на него только смотрели – руками боялись трогать. Мы наоборот стремимся продвигать подобный формат. Который, кстати, в этом году в условиях отсутствия международных игр нас немного выручил", – отметил он.
Универсальный подход помог стадиону удержать уровень дохода по сравнению с прошлым годом, говорит директор.
Сейчас в стране официальных международных футбольных матчей нет. Для сравнения, в прошлом году было 6-7 игр.
Белорусские команды в лучших матчах чемпионата или кубка Беларуси собирают на арене по 10-11 тысяч зрителей, но это случается не очень часто. Такое, например, последний раз наблюдали на финале Кубка Беларуси, где Гомель обыграл БАТЭ.
Рекорды по посещаемости ставят не соревнования, а концерты и им подобные форматы. Непревзойденный результат после реконструкции у Макса Коржа, на концерт которого пришло 35 тысяч зрителей.
"Ovion Show официально собрал 13 тысяч. Думаю, было бы намного больше, но организаторы поздновато запустили продажу билетов. В прошлом году A-Fest в сумме собрал 107 тысяч. В пике на финале в чаше стадиона находилось около 14 тысяч. При этом вместимость стадиона – более 22 тысяч", – поделился Александр.
Тем не менее, "Динамо" – это прежде всего спорт, отмечает он.
"Мы – это футбол, легкая атлетика и другие виды спорта. Но чтобы повышать свою рентабельность, мы за проведение развлекательных мероприятий: концертов, фестивалей, корпоративов", – говорит Бут-Гусаим.
А что там с полем после Ovion?
Масштабный фестиваль Ovion Show прошел 3 сентября. "Траву" на поле почти восстановили спустя месяц. Все из-за погоды, говорит директор: бабье лето в этом году задержалось.
"Мы изначально предполагали, что газон может пострадать. Поэтому в стоимость услуги проведения любого мероприятия закладываем средства на восстановление. Если тепло и солнечно, то за 19-21 день пустоты исчезают, и газон в большой степени восстанавливается", – объясняет он.
После фестиваля стадион пропустил один матч, в начале октября на "Тракторе" минское "Динамо" сыграло "Шахтером", а сейчас стадион снова готов принимать у себя игры разных спортивных матчей.
Ноябрьские "премьеры"
Последние приготовления перед открытием идут сразу на нескольких локациях "Динамо". В начале ноября там откроется отдельно стоящий тир и рядом с ним – самый масштабный в Беларуси скалодром. Высота – до 17 метров!
Есть как места для тренировок детей, так и олимпийская трасса, которую используют в профессиональных соревнованиях.
Будет где "полазать" и тем, кто занимается на любительско-продвинутом уровне. Поверхности с наклоном уже ждут вас. Под потолком – профессиональные страховки с карабинами. Пол вот-вот накроют матами, докупят туфли и карабины – и можно запускать первых посетителей.
"Цены пока не просчитывали, но могу сказать, что все будет доступно. Смысла делать большой ценник за посещение нет", – делится мыслями Александр.
Тир тоже ждет своего часа. В залах на 10 метров уже стоят электронные мишени. Черед – за получением разрешительной документации.
Залов будет несколько: 50-метровый, 25-метровые и 10-метровые. Пострелять можно будет как из "малокалиберки", так и из "пневматики".
К ноябрю-декабрю хотят открыть и студию подводной съемки. Ее собственником становится "Динамо", к концу года локацию перезапустят.
Чемпионат мира по футболу
В этом году трансляции матчей из Катара вряд ли покажут на большом поле "Динамо".
"Мы бы и рады организовать, но кому в холода будет комфортно сидеть на траве?", – задал логичный вопрос Александр.
Вероятно, в кафе "Легенда", что находится у одного из секторов "Динамо", по ТВ запустят футбольные эфиры. На этом, скорее всего, все.
Поэтому следить за спортивной повесткой белорусам придется в пабах или на домашних экранах.
Нужны ли Беларуси большие спортивные площади
Общая площадь территории Динамо – более 10 гектаров, вместимость – более 22 тысяч зрителей. И чтобы загрузить эту огромную локацию, стадион ищет разные форматы для работы.
Например, "Динамо" открыто для частников. Правда, если вопрос касается долгосрочной аренды, объект как госсобственность сдается по установленной схеме, через аукцион.
"Скажу так: стадионы почти нигде в мире быстро не окупаются. Мы в принципе государственный и социальный объект. Например, у нас работают СДЮШОРы по разным видам спорта, им площади для тренировок предоставлены в безвозмездное пользование", – объяснил Александр.
Несмотря на это, зарабатывать стадионы все же могут. Схема вполне логичная: пока родители ждут детей с занятий в кружках того же СДЮШОРа, им можно предложить, чем занять время.
"Крутить рекламу по ТВ, пригласить на кофе в кафе и так далее. Пробовать увеличивать количество сервисов, услуг и, соответственно, повышать прибыль от них – вот наш путь касательно социальных проектов", – перечислил Александр.
"Так нужны ли такие большие спортивные площади Беларуси?" – спросили мы.
"Ну, конечно. Спорт всегда есть и будет. В следующем году, например, планируются соревнования среди стран СНГ… Наша задача – быть универсальными. Нет футбола или легкой атлетики? Давайте проведем кинопоказы, выставки, автосалоны или другие массовые мероприятия, интересные людям", – заключил Бут-Гусаим.
Идей для работы у директора "Динамо" много. Скоро запустят доставку еды из местного кафе, куда многие приходят пообедать. Откроют подземный паркинг для хранения авто зимой, а когда потеплеет, возьмутся за организацию фуд-корта на площадях "Динамо". Рядом общежития и университеты. По предварительным подсчетам, локация будет востребована.