Готовь сани летом, а телегу – зимой. Это точно не про автомобилистов и "братьев их меньших" – велосипедистов. Ведь сейчас очередь в веломагазинах и мастерских – иногда на неделю.
Дождавшиеся начала сезона (речь о комфортных "покатушках", а не экстриме в дождь при температуре едва выше нуля), опытные велосипедисты массово "поскакали" в веломастерские – со своими "конями", а не на них.
Потому как просто так из подвального, балконного или коридорного "стойла" их на велодорожку не выгонишь.
Почему сейчас самое время заняться велосипедом?
Если вы думаете, что протереть пыль c потертого седла да накачать колеса – это все, что нужно вашему велосипеду перед началом сезона, значит прослужит он вам недолго.
Опытные велосипедисты всегда готовят свою "машину" после зимней "спячки".
Неважно, собираетесь вы использовать велосипед каждый день или же кататься время от времени, пренебрегать подготовкой к сезону себе дороже.
И речь не о ремонте, ведь и неготовность велосипеда может привести к травмам невнимательно относящегося к нему седока.
Объем ТО зависит от подготовки к "зимовке"
Какие процедуры технического обслуживания необходимо провести перед началом нового сезона?
С этим вопросом корреспондент Tochka.by обратился к Сергею, мастеру одной из самых известных столичных компаний, занимающейся ремонтом велотехники.
По его словам, важно отношение хозяина велосипеда к нему и то, в каком состоянии техника была оставлена на зиму.
"Если за ним смотрели, эксплуатировали аккуратно, осенью проверили состояние всех узлов и механизмов, почистили и смазали, ослабили тросы переключения передач и тормоза, то можно обойтись смазкой цепи, натяжением тросов да подкачкой шин", – рассказал он.
Его коллега из другой веломастерской, также популярной у столичных велосипедистов, рассмотрел иной вариант предсезонного ТО, требующий больших временных (и не только) затрат.
"Необходимо тщательно почистить велосипед, удалив грязь и старую смазку. Затем проверить все резьбовые соединения, целостность камер и резины, люфты в кареточном и рулевом узлах, под сиденьем, втулок, барабана либо трещеточного механизма", – начал он свой рассказ.
Начал, потому как только этим дело не ограничится.
"Необходимо проверить степень износа и натяжения цепи, нанести новую смазку на нее и все другие части, требующие этого. Кроме того, заменить изношенные узлы – кареточный стакан, тормозные колодки, если обнаружится, что они в не лучшем состоянии", – пояснил Дмитрий.
Оба специалиста заявили, что главное – держать шестерни и переключатели передач в чистоте, регулярно смазывать их.
Велосипед за 10 тысяч долларов тоже надо ремонтировать
Собеседники отметили, что самым жарким для них является тот месяц весны, в котором устанавливается хорошая погода. Также сказывается календарь веломероприятий.
"Если в прошлом году апрель, и даже март, были теплыми и достаточно сухими, то в этом году с погодой не повезло: март выдался (по крайней мере в Минске) крайне неблагоприятным для езды на велосипеде", – рассказал Сергей.
Как отметил Дмитрий, "под уздцы" приводят как породистых (даже не железных, а из композитных сплавов) почти новых "скакунов", так и "велики" из прошлого века.
"Есть в Минске люди, у которых велосипеды стоят больше, чем машины того же года выпуска. К примеру, чем новый Volkswagen Polo", – рассказал он.
Разница – в цене расходников
Сколько же стоит предсезонное ТО велосипеда? Не лучше ли провести его в домашних условиях, чтобы на "топливо" для ездока остались средства?
"Такого определения, как "предсезонное ТО", у нас нет. Есть комплекс обслуживания, определяемый в зависимости от оговоренного с мастером фронта работ в магазине после осмотра велосипеда. Если мы говорим о полном комплексе, где велосипед будет разобран до голой рамы со всеми вытекающими последствиями, то это будет Br90. Если амортизационная вилка вашего велосипеда не масляная и не воздушная, а тормоза у вас не гидравлические", – пояснил Дмитрий.
Сергей рассказал, что диагностика, регулировка люфтов втулок (при технической возможности), рулевой, шатунов, каретки, руля, смазка рубашек, настройка тормозов и переключения, затяжка всех резьбовых соединений, подкачка колес будет стоить Br35.
Он же отметил, что "выход из спячки" примерно одинаков по стоимости для дорогих и дешевых велосипедов. Причина удивит наверняка не только корреспондента.
"То, что написано на раме, не говорит ни о чем: сейчас на абсолютное большинство велосипедов ставятся комплектующие двух-трех производителей. А собственно работа мастера стоит одинаково – занимается он обслуживанием велосипеда ценой в несколько тысяч долларов или же в Br100. Разница в цене расходников", – пояснил Сергей.
Велодорожки – это не все, что нужно для велосипедистов
Число велосипедов в нашей стране активно растет, даже по субъективным ощущениям мастеров.
Его поддержал Дмитрий, отметивший, что любителей покататься становится все больше в основном потому, что в Минске становится больше мест для этого, хотя и высказался об уровне развития велоинфраструктуры в столице страны."С каждым годом работы у нас чуть прибавляется. Наверное, это не только потому, что все больше людей покупают дорогие велосипеды и стараются держать их в порядке, чтобы служили дольше, но и потому, что велосипедистов становится в Минске все больше", – предположил Сергей.
"Радует, что городские власти стали больше внимания уделять созданию условий для любителей велоотдыха, но нам еще далеко до уровня, который должен быть в столице с почти двухмиллионным населением", – справедливо заметил Дмитрий.
Первые весенние длинные выходные в разгаре, не за горами – вторые такие же, так что хватит времени на все привычные варианты уикендного времяпрепровождения: и на "отоспаться", и на "по магазинам прошвырнуться", и останется как минимум день для того, чтобы дать старт велосезону.
Но для начала – все же загляните к мастеру.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber