Минск – не город контрастов благодаря генплану. Какой станет столица?

Олег Шепелюк
В интервью Tochka.by бывший главный архитектор Минска Ольга Верамей рассказала, чем может гордиться столица Беларуси и на какой город ей следует равняться. А еще прояснила, как будет развиваться транспортная инфраструктура города и какое жилье будут строить в Минске.
Минск – не город контрастов благодаря генплану. Какой станет столица?
Фото: Tochka.by

Ольга Верамей сейчас занимает пост директора "Минскградо" – организации, занимающейся проектированием развития Минска и минского региона. До этого, с ноября 2020-го по июль 2023-го, она была главным архитектором столицы, придя на эту должность из министерства строительства и архитектуры.

Корреспондент Tochka.by обратился к уроженке Минска (кстати, любительнице собак) с несколькими вопросами о том, как наш город развивался и что ждет его в ближайшем будущем.

По закону генплана

Минск, в последние годы потерявший звание двухмиллионника, растет и развивается согласно действующему генеральному плану (последняя редакция – 2016 год), который был утвержден указом Александра Лукашенко в 2010 году. План рассчитан до 2030 года – тогда население Минска должно составить два миллиона человек.

Этот документ, содержащий информацию о том, какое и где будет строиться в ближайшие годы жилье, как будет развиваться транспортная инфраструктура, охраняться окружающая среда и многое другое, разрабатывается как раз в "Минскградо".

Журналист поинтересовался у Верамей: какие главные изменения произошли в Минске за последние десять лет? Насколько они коррелируют с генпланом?

Фото: "Минскградо". Для увеличения изображения кликните по картинке

"При возрастающих объемах жилищного и другого строительства стабилизировалось население Минска, что было предусмотрено генеральным планом. При этом объем жилищного строительства за 2014-2020 годы составил 5,8 млн м2.

Но строилось не только жилье – получила дальнейшее развитие и социальная инфраструктура: появилось 24 новых детских сада (всего стало на 4,1 тысячи мест больше), восемь школ, 66 амбулаторно-поликлинических организаций, 254 аптеки (+42%), девять гостиниц, 20 стадионов, семь манежей, десять бассейнов. Активно развивались торговля и общепит", – рассказала директор "Минскградо".

Минчане за повседневными заботами иногда упускают важные градостроительные новости, не всегда бывают в той или иной части города, чтобы оценить изменения, которые происходят.

Тем не менее, в Минске не только сносились и строились знаковые объекты, о которых много говорили, но появлялись и целые микрорайоны. Нельзя не отметить, что в период 2014-2020 годов проведена реконструкция набережной Свислочи, реализован проект велодорожки в водно-зеленом диаметре.

Кроме того, по словам Верамей, за эти годы завершены работы двух очередей создания мемориального комплекса "Тростенец", ведутся работы по благоустройству парков им. М.Павлова и Уго Чавеса, Тиволи, Дививелка, а также скверов в жилом районе Каменная Горка.

"Уже закончена реконструкция паркового комплекса "Победа" по проспекту Победителей, парка по ул. Красноармейской, Центрального сквера, парка им. 900-летия г. Минска, парка им. Я. Купалы. Проведены работы по созданию объекта озеленения специального назначения – городского кладбища Лесное", – добавила руководитель "Минскградо".

Развивается транспортная инфраструктура столицы страны (метро удлинилось на 3,5 км, в следующем году наконец-то введут еще несколько станций, реконструированы трамвайные пути, растет троллейбусная сеть), в новых микрорайонах, и не только в них, появляются новые улицы, хорошеют парки и скверы.

Может, в консерватории подправить?

В скором времени Минск разрастется на восток – появится новый гигантский микрорайон, в котором будут жить более 100 тысяч человек.

Чтобы понять, как это много для нашей страны – абсолютное большинство райцентров Беларуси не дотягивает до этой отметки. Да что там райцентров – в стране множество районов, в которых живет менее 100 тысяч человек.

О том, что "Зеленый Бор" станет частью Минска, заговорили еще 15 лет назад. Но затем он исчез с карт: не стало денег на реализацию этого проекта. Точнее, они были направлены (судя по тому, что в это время началась эпопея со строительством череды других новых микрорайонов) в иное русло.

В том же 2008-м никто даже не заикался о том, что на "заповедных" землях на севере Минска (между двумя водохранилищами) появится "Северный Берег" – циклопического размера жилой микрорайон (97% отведенной территории запланировано именно под жилую застройку).

Но он все-таки появился. И журналист Tochka.by поинтересовался у Ольги Верамей, как изменялся подход к развитию города с новыми генпланами.

"Главные изменения градостроительных стратегий генпланов Минска касались задач выбора инструментов оптимизации и комфортного обустройства городской среды жизнедеятельности минчан, более эффективного использования потенциала городских земель и рационального использования финансовых, материальных и нематериальных ресурсов всех участников градостроительной деятельности, включая население, инвесторов и администрацию города", – ответила она.

По словам Верамей, совершенствование градостроительной политики целесообразно в направлении достижения целей комплексного и сбалансированного развития территорий. Включая жилищное и зеленое строительство, строительство объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Журналист Tochka.by уточнил у собеседницы, чем Минск может гордиться.

"Возрождением города из пепла Второй мировой войны и политической, экономической, социальной и культурной зрелостью столицы в ряду крупнейших европейских городов", – заявила Верамей.

И добавила, что в части ландшафтного строительства Минск может гордиться Лошицким парком, парком в излучине Свислочи в районе водохранилища Дрозды, зоной отдыха на Цнянском водохранилище и, несомненно, парком Победы.

В последние десятилетия подходы к развитию городов, и столиц в частности, серьезно меняются. На какие города и практики устройства городской среды стоит обратить внимание при планировании развития Минска?

Фото: Tochka.by

"Основа жизнеспособности любого города – это его уникальность. С точки зрения обеспечения максимально возможной уникальности нашего города, категорически нельзя брать пример с других городов – у каждого своя уникальность. Сегодня по набору и характеру формирования городской среды с поправкой на масштаб всех видов необходимых ресурсов лучшие примеры демонстрирует столица Российской Федерации", – уверена Ольга Верамей.

Третьего кольца не будет

Столица страны – весьма компактный город, несмотря на его размеры. Плотность населения (даже после включения в городскую черту лесов за МКАД) заметно выше, чем у соседних столиц, а также большинства городов Европы.

Компактность заметно упрощает транспортное сообщение. Одним из принципов развития которого было строительство к 2030 году широких транспортных магистралей. В Минске к 2015 году планировалось создание трех колец. Они появятся?

"Продолжится формирование планировочной структуры города на основе исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры магистральных улиц и дорог. В уличный каркас города включены десять главных радиальных магистральных улиц с выходом на автодорожные направления республиканского значения, три внутригородские кольцевые магистральные улицы и основные межсекторные магистральные улицы на связях рядом расположенных городских секторов", – ответила Ольга Верамей.

Бывший главный архитектор столицы добавила, что планировочная организация магистральной уличной сети города претерпит изменения: из перспективного городского каркаса улично-дорожной сети исключается как таковое 3-е городское транспортное кольцо, отдельные проектные участки которого переходят в статус межсекторных магистралей с функциями городских проспектов.

"Такое решение позволит сохранить уникальный рекреационный потенциал трех участков ландшафтно-рекреационных территорий и защитить от разрушения значительные участки водно-зеленого диаметра Свислочи, Слепянской и Лошицкой водно-зеленых систем", – заявляет наша собеседница.

Фото: Tochka.by

Бремя транспортной нагрузки должны принять на себя (за счет незначительного перераспределения транзитного движения) второе кольцо и МКАД.

Кроме того, в целях сохранения территории парка Герасименко вдоль Слепянской водной системы предложены изменения в трассировку первого и второго городских транспортных колец в юго-восточной и восточной части городского центра.

Малоэтажное жилье – не приоритет

В генплане содержалась норма обеспеченности минчан жильем – 31 м2 на человека. Согласно генплану 2010-2030, в столице Беларуси должны были планомерно достигать "соответствующего уровню развитых европейских государств показателя" путем строительства 1,2 млн м2 жилья в год.

Но "что-то пошло не так", и, несмотря на возведение огромных микрорайонов с плотностью застройки в разы выше той, что есть на соседних улицах, в Минске и близко не строят столько жилья, сколько возводили 10-15 лет тому.

А ведь мощности МАПИДа и МДК не задействованы даже наполовину… Каковы перспективы жилищного строительства в столице Беларуси?

Инфографика: Tochka.by

"Существующий объем жилищного фонда города практически достаточен для стабильного города. Строительство уникального жилья, дополнительно к объемам, предусмотренным программой развития города, возможно в небольших объемах в качестве постоянного совершенствования условий проживания", – ответила на вопрос журналиста экс-главный архитектор Минска.

Но раз "квадратов" хватает на всех – может, взяться за то, чтобы увеличить уровень новостроек и повысить один из показателей комфортности, снизив этажность?

"Параметры плотности застройки установлены в регламентах генерального плана города и строительных нормах, они обязательны для соблюдения. Снижение этажности – это не качественная характеристика, в проекте развития столицы большое внимание уделяется комфорту жителей", – заявила Верамей.

Не лишит ли притока чистого воздуха строительство высокоплотного и многоэтажного жилья на севере Минска? Ведь проект "Северный берег" не соблюдает никаких (даже переписанных ради "Маяка Минска" и "Минск-Мира") норм по плотности застройки.

Фото: Tochka.by

"В проекте на севере города предусмотрены широкие улицы, которые должны обеспечить необходимые параметры воздухообмена в Минске", – пояснила Ольга Верамей.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки