Родиной конструктивизма принято считать СССР. Направление зародилось в межвоенный период и особую популярность приобрело в 30-х годах.
Суть архитектурного стиля – отказ от переизбытка декоративных деталей при постройке зданий. Конструктивизм сочетает в себе простоту и функциональность, а узнать его можно по геометрическим, строгим формам и монолитным фасадам.
До сих пор в Минске остались примеры застройки в конструктивизме. В советское время в этом стиле работами знаменитые архитекторы Иосиф Лангбард и Георгий Лавров. Именно они спроектировали здания, о которых дальше пойдет речь.
Вертикали и масштабы в работах Иосифа Лангбарда
В свое время Иосифу Лангбарду удалось реализовать проекты, которые функционируют до сих пор.
Один из ярких примеров – Дом Правительства. Именно с него начинается проспект на площади Независимости.
Размер такой постройки на самом деле огромный – общая площадь достигает 240 000 м2, хотя так сразу и не скажешь. Это связано с тем, что фасад Дома Правительства расположен в углу площади. Таким образом он четко вписывается в границы и не создает давящего эффекта.
Возведение такого объекта и в наши дни была бы задачей не из легких, а в довоенное время постройка велась полностью вручную – строительной техники в то время в столице БССР еще не было.
После этого в Минске взялись за создание нынешнего Дома Офицеров – раньше он носил название "Дом Красной Армии". Само здание с лицевой стороны тоже не кажется большим – все потому, что фасад уходит вглубь дворов, вниз с горки.
Чтобы рационально использовать площадь, были добавлены подземные этажи, которые функционируют до сих пор. Поэтому создается своеобразная оптическая иллюзия, но, если обойти Дом Офицеров полностью, уйдет немало времени и здание уже не будет казаться таким простым.
Еще одной грандиозной работой архитектора стал Оперный театр. Изначально здание должно было строиться по задумке Георгия Лаврова, но проект был пересмотрен и фундамент закладывали уже утвердив авторство Лангбарда.
Поговаривают, что здание должно было состоять из четырех ярусов вместо трех существующих, и на последнем планировалось разместить монумент в честь Сталина. Однако старая добрая нехватка бюджета сделала свое дело, да и сам ярус все равно не дожил бы до наших дней.
Во времена Великой Отечественной войны "Большой" получил множество повреждений, поэтому была проделана огромная работа по восстановлению под руководством Лангбарда. Он же и спроектировал сквер "Троицкой горы" – это была одна из последних работ мастера на территории БССР.
Во всех этих объектах прослеживаются характерные архитектурные решения. Иосиф Лангбард отдавал предпочтение вертикальным формам, нежели горизонтальным. Тем самым здания будто компенсировали свой размах и вытягивались вверх. А вот горизонтальные формы, по мнению архитектора, действовали угнетающе.
Асимметрия Георгия Лаврова
Георгий Лавров приложил руку к постройкам не только в Беларуси, но и в других странах восточной Европы, но это было уже позже, а в 30-х годах архитектор трудился над внешним обликом Минска.
Геофак БГУ стал одним из его проектов, реализованным в 1931. Высшее учебное заведение в то время стремительно пополнялось новыми факультетами, а это требовало дополнительных зданий.
Для удобства было решено организовать все в студгородок. Там и разместился нынешний факультет географии.
Стиль сразу выдает себя своей асимметричностью и павильонной склейкой – отдельные блоки здания (обычно разной высоты) сцеплены в одно целое, при этом каждый выполняет свою функцию.
Сохранилось и до сегодняшних дней массивное остекление, которое дарит много света даже в пасмурные дни. Конечно, во времена послевоенного восстановления здание изменилось, облик дополнили элементы неоклассицизма – колоннада и лепнина. Но основные черты все-таки удалось сохранить в первоначальном виде.
В том же начале 30-х годов на Красноармейской было закончено возведение Национальной библиотеки, которая построена по всем канонам конструктивизма. Конечно, в первоначальном проекте Лаврова планировалось больше размаха. Например, высотное здание-книгохранилище и зимний сад в читальном зале. Но это все равно при реализации не помешало передать весь дух стиля. Особенно выделяется панорамное остекление и ассиметричная форма здания – считывается стиль автора. А если взглянуть с высоты птичьего полета, то силуэт чем-то перекликается с оперным театром.
Кстати, после возведения уже современной библиотеки, здание Ленинской даже хотели снести, но все-таки монумент конструктивизма решили сохранить и даже отреставрировать.
Сейчас там располагается Совет Республики, но до сих пор можно услышать название "Ленинка".
Через дорогу, кстати, находится школа, которая своей лицевой частью и колоннадой схожа с проектом библиотеки.
Помимо крупных архитектурных проектов в Минске остались и другие здания в этом стиле – простые линии и функционализм выделяются на фоне иных построек столицы. И хоть эпоха длилась совсем недолго, профессионализм архитекторов подарил нам вековое наследие.