Сохранить детство для детей: как выживает частный театр ростовых кукол

Николай Михновец
Tochka.by поговорила с директором частного театра ростовых кукол про спектакли для детей. Пандемия научила далеко не заглядывать, а ситуация в Украине усилила желание продолжать, несмотря ни на что.
Сохранить детство для детей: как выживает частный театр ростовых кукол
Фото из архива театра

К турбулентности белорусскому бизнесу не привыкать, особенно такому рисковому, как организация концертной деятельности. Сфера развлечений для детей требует индивидуального подхода.

Tochka.by оценила ситуацию в непростые времена с помощью Татьяны – организатора детских мероприятий, руководителя театра ростовых кукол, хорошо известного в детских кругах по спектаклю "Щенячий патруль".

Собеседница три года проработала коммерческим директором одного из билетных операторов и со временем решила сменить статус наемного работника, открыть свое дело, далеко не уходя от привычной специфики – организации концертов и спектаклей, в том числе с участием зарубежных артистов. 

Фото из архива театра

Хочешь хорошо – сделай сам

Татьяна рассказала, как однажды в числе приглашенных оказался театр ростовых кукол из России с весьма востребованным среди детей спектаклем "Щенячий патруль". Проект выбирался по фото, видео и отзывам. Но в итоге россияне привезли в Минск не ту постановку, о которой договаривались.

"Мы уже продали четыре "зала". Приехал коллектив из России. Начинается спектакль, и я понимаю, что это не тот, который я покупала: другие костюмы, музыка, совершенно другая постановка. Было огромное количество жалоб от зрителей", – вспоминает первый блин комом бизнес-леди.

Она рассказала, что уже тогда (в ноябре 2016 года) запланировали с привозным театром новогодние спектакли, но портить Новый год не хотелось. И, поскольку уже много денег было потрачено на рекламу и аренду, а билеты активно продавались, пришлось делать что-то свое.

"Здесь в Беларуси нашли режиссера с хорошей репутацией, музыканта, который писал все аранжировки. И в январе 2017 года состоялась премьера нашего театра ростовых кукол во Дворце спорта. Потом спектакль поехал на гастроли. Оказалось, что это вызывает интерес и приносит прибыль", – отметила Татьяна.

Прибыльное дело

По словам директора театра, до ковида эта деятельность приносила стабильный доход. Но нужно понимать, что потенциально хорошая прибыль сопряжена и с высоким риском. В качестве примера собеседница привела выступление Потапа и Насти Каменских, когда при стопроцентной продаже билетов резко подскочил курс доллара и образовался серьезный минус.

"Работа с чужим коллективом преподносила немало "сюрпризов" и могла приводить к убыткам. Когда же я начала организовывать мероприятия со своими артистами, то поняла, что вряд ли случится какой-то глобальный провал и, даже если сработаем в ноль, мы сохраним лояльность зрителей и партнеров-соорганизаторов", – объяснила руководитель театра. 


Фото из архива театра
Она уточнила, что наиболее прибыльными были 2017-2018 годы, но это требовало и соответствующей отдачи: постоянные гастроли иногда с четырьмя спектаклями в день.

Пандемия научила далеко не планировать

С приходом коронавируса, по оценкам Татьяны, поменялась психология людей. Они перестали покупать билеты заранее из-за высокой вероятности отмены. Соответственно, и организаторы сократили свои планы, хотя ранее даже к следующему Новому году начинали готовиться уже в январе.

Сейчас организаторам сложно смотреть дальше, чем на 2-3 месяца. Когда видна перспектива, зритель верит, что мероприятие состоится. В то же время есть понимание, что масштабное событие за месяц не организуешь. 

Фото из архива театра

"За три года до пандемии мы неоднократно проехали всю Беларусь. И это были только крупные города, собирали "тысячники". Ездили на гастроли в Россию и Украину. В "ковидные" годы вынуждены были колесить только по РБ. Хорошо, если сто билетов продавалось, но и на такие залы ездили. Добавились районные центры, агрогородки, до которых мы раньше просто не доезжали. И каждого зрителя благодарим за то, что пришел" – откровенничает Татьяна.

Как в последний раз

Собеседница призналась, что в 2022 году, по сути, ничего не заработала, но с точки зрения перспектив не может остановить спектакли, чтобы артисты получали зарплату и оставались в форме.

"Если не проводить спектакли и не репетировать, если не давать возможность артисту выходить на сцену, он теряет форму, какую-то "эластичность", контакт со зрителем. Тут уже не коммерция выходит на первый план, а вопрос выживаемости," – считает собеседница.

На вопрос о том, насколько активно в нынешних условиях люди ходят в театр, Татьяна ответила, что, когда в Украине начались боевые действия, ее артисты гастролировали по Гомельской области и ей, наоборот, показалось, что люди идут как в последний день.

"Дети есть дети, у них должно быть детство. Даже был момент, когда я себя поймала на мысли: родители руководствовались чувством, что нужно идти сейчас, поскольку непонятно, что будет завтра", – подчеркнула собеседница

Условный бизнес

По словам Татьяны, прогнозы можно было строить в 2018 году, а с тех пор произошло столько событий, которые нельзя было представить ни при каких обстоятельствах.

В этих условиях бизнес-леди старается не быть организатором. Подготовка проектов в пандемию зачастую приводила к работе впустую.

"У меня был период, когда отменялось до 80% спектаклей. Я не понимала, зачем я это делаю. А с таким настроением слона не продашь. Поэтому сейчас больше выступаем, как приглашенные артисты. Условный дворец культуры что-то организовал, договорились о гонораре, приехали в назначенное время и отработали. Получаем меньше, но работаем без потерь", – рассказала Татьяна. 

Фото из архива театра

Она также отметила, что сокращение числа мероприятий расширило выбор артистов. Многие остаются без работы. Раньше театр искал актеров, найти порой было непросто, артисты просили проекты поинтереснее, чем ростовые куклы. Сейчас же те, кто раньше никогда бы не согласился на костюм "Маршала" или "Зумы", берутся и за это – лишь бы была работа.

От государства нужна не помощь, а содействие

Татьяна не любит говорить о существующих проблемах, чтобы это не воспринималось как жалоба. Но в контексте поднятых вопросов предложила бы ввести более гибкую тарифную политику в отношении аренды залов, большинство из которых – государственные.

Многим участникам рынка хотелось бы, чтобы аренда зависела от количества проданных билетов. Собеседница еще раз подчеркнула, что рада каждому зрителю, поэтому не хотелось бы отменять спектакли, если они не окупают затраты.

Также есть нюансы с оформлением гастрольных удостоверений, процедура не самая простая. Иногда отказ одному артисту распространяется на весь коллектив, хотя руководитель театра подает списки и даже не знает, кто конкретно попадает под запрет и по какой причине (связанной с политикой или нет).

Татьяна особо подчеркнула, что частники в Беларуси привыкли рассчитывать только на себя. При этом она уверена, что приспособиться можно к любым условиям. Главное, чтобы были определены четкие правила игры, которые не будут нарушаться с обеих сторон.

>>>Больше интересных историй - подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки