Спорт, туризм, отдых: как застраивался проспект Победителей в Минске

Николай Михновец
До 1980 года он назывался Парковой магистралью, а до 2005-го носил имя руководителя БССР Петра Машерова. Изучили историю самой зеленой и спортивной "улицы" белорусской столицы.
Спорт, туризм, отдых: как застраивался проспект Победителей в Минске
Мечеть и гостиница "Юбилейная" на Парковой магистрали. 1967-й год. Фото: Иван Овчинников.

Проспект Победителей считается второй ключевой транспортной артерией Минска, связывающей исторический центр с северной частью города.

Территория, давшая старт проспекту, примечательна большим количеством давних предместий.

Магистраль, по сути, начиналась в 1960-е на месте древнего Минского замчища, рассекая пополам старые кварталы и зеленые насаждения.

Спуск к "Трудовым резервам". Конец 1950-х. Источник: Facebook / Дмитрий Маслий
К сожалению, интересы столицы не увязывались с бережным отношением к исторической застройке. Поэтому с одной стороны – кафедральный собор, с другой – типовая советская высотка, что интересно, проектного института.

Запрос на новую транспортную связь формировал быстрорастущий город. По данным на 1944 год, Минск населяли 50 тыс. человек. А уже в 1972-м родился миллионный житель.

Архитектурные точки отсчета

Можно сказать, что проспект начинается с моста, разделяющего улицу Богдановича и Немигу.

Парковая магистраль. 1962 год. Источник: БГАНТД
Под № 1 в 1960-е возвели Дом моделей. Изначально его фасад украшал нейтральный орнамент из металла, но перед Олимпиадой-1980 его заменили идеологическим горельефным панно "Солидарность".

Строительство Дома моделей. Кадр из фильма "Рядом с вами" (1967)
Далее идет здание с известным в советское время магазином "Алеся". Оно примкнуло к уже стоявшим жилым домам в семь и пять этажей (в последнем работал гастроном).

На противоположной стороне пустоту давно разбавляла лишь незатейливая "коробка" спортивного общества "Трудовые резервы". За ними находился стадион, замещенный впоследствии руслом Свислочи.

Стадион на Парковой магистрали. Источник: Facebook / Дмитрий Маслий
В зеленую зону вписался Дворец спорта, строительство которого запечатлено в фильме "Любимая" 1965 года.

Дворец спорта. Кадр из фильма "Любимая" (1965)
Многие архитекторы были против загромождения водно-зеленого диаметра. Но в итоге проект стал типовым. И подобные здания возвели в Вильнюсе и Днепропетровске.

Дворец спорта. 1972 год. Фото: Владимир Воробьев
Ключевая особенность – асимметричное расположение зрителей на трибунах. Это позволяло превращать спортивную площадку в концертный зал.

Через несколько лет напротив началось строительство кинотеатра "Москва". Сначала фасад украсили большими медными буквами с названием по-белорусски. Но сверху пришел приказ поставить букву "о".

В целом над украшением тематического здания работало много художников. Во внешнем контуре использовали натуральный камень и оригинальные светильники. Фойе облагородил большой витраж. А на площадке перед входом соорудили фонтан.

Архитектурный ансамбль нечетной стороны проспекта разделился на четыре части тремя высотками.

Фото: pекламный буклет Аэрофлота Travel the USSR BYELORUSSIA
Замкнула весь комплекс гостиница "Юбилейная", которую возвели возле снесенной впоследствии мечети.

Мечеть на Парковой магистрали. 1967 год. Фото: Иван Овчинников.
В 1978-м в продолжение магистрали картину дополнили здание "Белпроекта" в форме трилистника (в одной из частей действует физкультурно-оздоровительный центр имени Машерова) и гостиница "Планета".

Все строительные работы на начальном отрезке Парковой магистрали прекратились к 1980 году, когда СССР принимал летние Олимпийские игры, а Минск – матчи футбольного турнира.

Петр Машеров даже прервал отдых на Черном море, чтобы посмотреть поединки на стадионе "Динамо".

После гибели руководителя БССР 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе Парковую магистраль переименовали в его честь.

Новое имя и новая жизнь

На фоне роста населения города магистраль готова была к дальнейшему освоению.

В 1982 году проспект Машерова украсили скульптурные композиции "Времена года" четырех разных авторов. Не похожими на многие другие из того времени их делает отсутствие идеологии.

К 1983-му в эксплуатацию ввели масштабный жилой комплекс переменной этажности (от 9 до 16).

Проспект Машерова в 1980-е. Фото: Минск Фото История Новости / vk.com
Далее возвели административные и конструкторские корпуса Минского завода холодильников.

А в 1985 году на четной стороне установили стелу "Минск – город-герой" (за которой уже в XXI веке построили новое здание Музея Великой Отечественной войны вместо снесенного на Октябрьской площади).

В 1988-м у города появился комплекс для проведения выставок, известный в народе как "ромашка".

В 1980-е был разработан и начал реализовываться комплексный проект застройки жилого района Веснянка на отрезке за улицей Орловской, олицетворяющей второе транспортное кольцо.

Площадка стала в каком-то смысле экспериментальной. Но в качестве исполнения в основном задействовали типовые панельки. Завершили начатое получилось только в 2000-х, спустя 20 с лишним лет.

Самый высотный, спортивный и рекреативный

В 2005 году, к 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне, магистраль переименовали в проспект Победителей.

Вид на проспект Победителей, магистраль еще без современных высоток. 2007 год. Фото: Николай Михновец
В конце 2000-х градостроительная политика города вернулась в начальную часть, где со временем появился целый ряд небоскребов.

Фото: Arkadi Bulva / Shutterstock.com

Примечательно, что на проспекте Победителей располагаются четыре из пяти пока самых высоких зданий Минска (пятый – ЖК "Парус" – тоже недалеко): доминанта жилого комплекса "Лазурит", бизнес-центр Royal Plaza (самый близкий к центру), ЖК "Славянский квартал", жилой комплекс D3 (ближе к МКАД).

В 2010 году территория около выставочного комплекса у клеверной развязки с улицей Орловской получила название площадь Государственного флага. А в 2011–2013 годах в акватории Комсомольского озера был построен Дворец Независимости.

В 2010-х на проспекте появилось несколько торгово-развлекательных центров: "Замок" (с катком), "Арена Сити", Galleria Minsk.

Вид на проспект Победителей, слева ТРК "Арена Сити". Скриншот: RCFan YDA4a / YouTube
Отличительной чертой транспортной линии является и большое количество гостиниц. Советское наследие в лице "Юбилейной" и "Планеты" дополнили отели более высокой звездности, в том числе известные сетевые бренды: "Виктория", Marriott, DoubleTree by Hilton.

Не меньшей особенностью магистрали является ее спортивная направленность. Тренд еще в 1980-е годы предопределил строительство нового корпуса Института физкультуры (ныне БГУФК), а чуть ранее и ближе к центру – Дворца тенниса.

В 2002-м появилось самое крупное к тому моменту крытое сооружение подобного плана – Футбольный манеж. Продержали реноме расположившиеся неподалеку Дом футбола и Дом гребли, а также занявшая параллельно весомую часть оси велодорожка.

Венцом стало появление "Минск-Арены", включающей, помимо хоккейной площадки, велодром и конькобежный стадион.

Спортивно-развлекательный комплекс "Минск-Арена". 2019 год. Фото: Андрей Епихин / ТАСС
Недалеко "выросла" штаб-квартира Национального олимпийского комитета.

А в 2018 году на Победителей открылся Дворец художественной гимнастики.

Максимально прикладное значение многие здешние спортивные объекты получили во время чемпионата мира по хоккею в 2014-м и II Европейских игр 2019 года.

Дворец художественной гимнастики в Минске. Фото: venthouse.by
Ну и, конечно, магистраль, которая когда-то называлась парковой, не могла не оставить характерные акценты: парк Победы, Комсомольское озеро, видоизменяемый "Дримлэнд", водохранилище "Дрозды". И крытый аквапарк как замыкающий элемент проспекта с возможностями для развлечений в любое время года.
Аквапарк "Лебяжий" в Минске. Фото: akvapark-minsk.ru

По нечетной стороне финальным аккордом на пересечении с улицей Нарочанской выступает многослойный и многострадальный жилой комплекс "Лазурит" (с той самой большой высоткой), который окончательно доделали относительно недавно.

ЖК "Лазурит". Фото: avangard-n.by
Современный проспект Победителей растянулся на девять километров. И за МКАД он переходит в дорогу местного значения, ведущую к Минскому морю.

То есть, помимо визуального аспекта и исторической функции, он выполняет основную роль – транспортную. В том числе позволяет добраться до разных мест отдыха, чтобы отвлечься от городской суеты. И не менее быстро в нее вернуться.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки