У всех на виду: что скрывают "Ворота Минска"

Николай Михновец
Изучили историю известного архитектурного бренда, который украшает белорусскую столицу уже 70 лет. Башни на улице Кирова напротив вокзала примечательны не только внешне. Первые жители этих домов обрели небывалый по тем временам бытовой комфорт.
У всех на виду: что скрывают "Ворота Минска"
Коллаж: Tochka.by

Визитная карточка столицы встречает приезжих на Привокзальной площади. Символ популяризируют сувенирная продукция, открытки и марки. А когда-то "городские ворота" появились и на первой белорусской 200-рублевой купюре (банкноту вывели из обращения с 2001 года).

В 1950-е архитектурные близнецы стали еще и знаковым элементом восстановления города после войны, переняв историческую эстафету от деревянных башен старинного минского замчища.

Сначала воссозданию подлежал вокзал, а затем дело дошло и до фактурных высоток, венчающих пятиэтажки на въезде в столицу. "Ворота Минска" строили поочередно семь лет и фактически закончили лишь в 1954-м (с окончательным заселением), то есть 70 лет назад.

Трофейные часы и первый подъемный кран

Застройку всего квартала, с которого должен был начинаться послевоенный Минск, доверили мастерам из Ленинграда под руководством архитектора Бориса Рубаненко.

Строительство высоток на Привокзальной площади. Фото: Минск Фото История Новости / Facebook.com
По старым фото видно, что при возведении использовали красный кирпич. Особенной эту стройку сделал и впервые смонтированный в Беларуси самонаращивающийся кран. Наличие "железки" позволяло быстро доставлять стройматериалы, после чего их подвозили к стройплощадке на грузовиках.

Строительство высоток на Привокзальной площади. Фото: Минск Фото История Новости / Facebook.com
Тридцатиметровые башни включают 11 этажей (12-й – технический). В качестве "глаз" – трофейные немецкие часы (самые большие в городе) и герб БССР, который появился только через 10 лет.

В ходе реконструкции зданий в начале 2000-х модернизации подвергся и часовой механизм. Чтобы не заводить его несколько раз в день, устройство снабдили электроприводом.

Когда-то в 06:00 жильцов будил гимн СССР, но по многочисленным просьбам здешних ветеранов войны и труда обязательную музыкальную программу, которая мешала спать, убрали.

Ворота Минска, Привокзальная площадь, Минск, середина 50-х годов XX века Фото: Wikipedia.org
На башнях установили четыре скульптуры главных героев советского строя: в разные стороны на город смотрят военный, инженер, рабочий и колхозница высотой 3,5 м (как и диаметр циферблата часов). Фигуры из бетона быстро пришли в негодность. В 1970-е их демонтировали и сделали заново из более долговечного материала – силумина.

Строительство высоток на Привокзальной площади. Фото: Минск Фото История Новости / Facebook.com
Первый ярус строений приспособили под торговлю (старожилы помнят магазин "Хлеб" с манящим ароматом в одном из домов), выше идут квартиры – их чуть меньше 50 в каждой из башен.

Горячая вода два раза в неделю

Первыми жителями высоток, как и сопутствующих пятиэтажек, становились семьи железнодорожников. Здесь же работали кассы и ведомственная поликлиника.

Фото: Минск Фото История Новости / Facebook.com
Изначально квартиры в башнях были коммунальными, но с раздельными санузлами, большой кухней и просторными комнатами. В условиях дефицита жилья таким условиям современники могли только завидовать. Паровое отопление, мусоропровод и горячая вода из крана пусть и два дня в неделю – невиданная роскошь в то время.

Во дворе за каждой квартирой был закреплен свой сарай для дров, которые использовали при готовке на кухнях. Когда провели газ, дворовые строения превратились в кладовки, пока их не снесли.

Фото: Из книги "Советская Белоруссия" 1972 год / Pastvu.com
Архитектурных близнецов отличают и неочевидные детали. В доме на Кирова, 1, оказывается, есть узкий лифт – только для двух человек. В соседнем здании это пространство выделено под вентиляционную шахту, а две полноценные кабины встроены стену.

Фото: А.Захарченко / Pastvu.com
Высокие потолки, просторные подъезды и спрятанная во дворах зелень сопровождались ощущением вечной суеты из-за близости вокзала. Впрочем, проживание в самом центре города нивелирует многие издержки. А особый антураж и застывшая здесь история так или иначе находят своих поклонников.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки