На первый взгляд брутализм можно спутать с модернизмом, что вполне логично, ведь сам стиль является одним из его ответвлений.
Само название уже ассоциируется с чем-то грубым и суровым. Основными чертами стиля являются массивность форм и сложные композиционные решения.
Бруталистические здания преимущественно строились из железобетона, а поверхности материалов сохраняли свой естественный "шероховатый" вид.
Такие постройки можно встретить по всему миру, но на наших просторах брутализм полюбился архитекторам только в 70-х, тогда в Минске и стали появляться масштабные здания необычных форм.
Дворец Республики
Одним из ярких примеров брутализма является Дворец Республики, который невозможно не заметить, проходя по Октябрьской площади.
Постройка на первый взгляд не выделяется оригинальной формой и производит впечатление громоздкой коробки – чем уже вписывается в критерии брутализма.
На самом деле Дворец представляет собой масштабный параллелепипед, фасады которого очерчены множеством вертикальных пилонов, а над всей этой конструкцией возвышается сценическая коробка.
Здание отделано гранитом, а при его возведении использовалась новейшая для тех времен технология – непрерывное бетонирование.
Конкурс на лучший проект был объявлен еще в конце 70-х. Под руководством архитекторов Юрия Григорьева и Юрия Шпита проект создавался аж десять лет, а после пришлось приостановить строительство из-за экономического кризиса в 90-х.
В итоге полностью здание было завершено только в 2001 году и выполняет свой функционал по сей день.
"Дом литератора"
Недалеко от Площади Победы, на улице Фрунзе, расположился "Дом Литератора". Такое здание сразу бросается в глаза, учитывая, что в тех окрестностях преобладает сталинский ампир. Однако необычные формы строения идеально вписались в эту архитектурную композицию.
Постройка датируется 1976 годом, а сам "Дом" делится на четыре крыла – два двухэтажных и два трехэтажных.
Брутализма зданию придает отделка из облицованного туфа – такая фактурность является одной из характерных черт стиля. С боковой части фасад здания украшен каменными блоками, напоминающими корешки книг.
"Дом литератора" обновлялся в 2012, после чего исчезли витражи на окнах и некоторые декоративные элементы, например, кованая звезда при главном входе.
Внутри здание функционально разделено на две части: парадную и деловую. Парадная часть представляет собой зрительный зал, вестибюль с антресолями и кафе. Административный корпус – коридор с угловыми холлами.
Дворец детей и молодежи
Симметричное здание, что зовется "Дворцом детей и молодежи", знакомо каждому жителю Минска, хоть его внешний вид не вызывает ассоциаций с детством.
Лицевая сторона представляет собой бетонное нагромождение без окон и дверей, а остекление расположилось с задней стороны постройки. Таким образом архитекторы хотели воссоздать театрально-игровую атмосферу, но в итоге здание превратилась в памятник брутализму.
Дворец выделяется на фоне остальных зданий. На парадном фасаде нет окон, а также отсутствует отделка, что не свойственно для учреждений такого рода, но подходит для брутализма.
Ступенчатые фасады дворца облицованы белым доломитом, а вход выполнен в виде символического портала.
Внутренняя отделка состоит, преимущественно, из светлых тонов. Там расположилось фойе для массовых мероприятий и зимний сад – кусочек природы с золотым витражом, обращенным к озеру.
К центральному вестибюлю примыкают три концертных зала, а выше на четырех этажах находятся учебные кабинеты, где проводят различные кружки.
"Белбыттехпроект"
Это здание в свое время было самым высоким в столице – 90 метров. В советском Минске это был первый небоскреб, а его расположение на возвышенности только усиливало этот эффект.
Изначально вся постройка проектировалась для института "Белжилпроект" и Дома быта, но расположились здесь "Белбыттехпроект" и Дом моды.
Фасады башни выполнены из кессонных панелей, созданных для прочности строительной конструкции и для прямоугольных углублений в декоративных целях. По такой технологии несколькими годами ранее собирали Институт культуры.
Строили "Белбыттехпроект" шесть лет – с 1976 по 1982 года, а автором проекта выступил Павел Кракалев. Он же и спроектировал дополнение к ансамблю в виде Дома моды. Эти два здания объединены на уровне третьего этажа флигелем.
"БелЭкспо"
Цветок в стиле брутализма вырос на проспекте Победителей (тогда еще Машерова) в 80-х годах. Здание на самом деле огромное. Потребуется немало времени, чтобы его обойти.
Внутренняя площадь здания составляет 4.500 м2, и, при этом, ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы (подвесных конструкций) – это был уникальный проект для того времени.
Главным акцентом выставочного центра является крыша, которая своими лепестками тянется вверх, благодаря этому постройка выглядит не такой тяжеловесной.
Такой эффект получился за счет новаторского решения автора Леонарда Москалевича. Он лично разрабатывал конструкцию здания, которую в СССР опробовали впервые при возведении "БелЭкспо". Позже зодчий назовет этот проект лучшим творением в своей карьере.
Несмотря на течение времени, здание не теряет своей актуальности и выполняет функцию выставочного центра.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber