Вместо западных конфет? Как сербские сладости завоевывают рынок Беларуси

Денис Кошелев
После контрсанкций Минска на прилавках появилось много новой, ранее неизвестной продукции. Особенно много стало кондитерских изделий. Это не только Турция и ОАЭ. На "сладкое место" всерьез претендуют сербские производители.
Вместо западных конфет? Как сербские сладости завоевывают рынок Беларуси
Фото: Tochka.by

В 2022 году привычные белорусам западноевропейские товары стали пропадать с полок магазинов.

Сложности с пропуском грузов на границе, а также ответные меры белорусского правительства в отношении ряда западных стран – все это способствовало постепенной замене ряда брендов из ЕС на менее привычные продукты из других стран.

В белорусских сетях стало много кондитерских изделий из Турции, ОАЭ, Бразилии, Ирана. А вместе с ними – и сладостей из Сербии.

Сербские сладости

В Италии делают знаменитую шоколадную пасту, в Бельгии – вафли, в Швейцарии – легендарный шоколад, Германия славится своими штоленами, марципанами и мармеладными медвежатами. А что производят в Сербии, скажете вы? Ответ – много всего.

Некоторые белорусы уже распробовали Jaffa cakes, Munchmallow, Jaffa Wafers, Tak, Noblice, ToTo. Это и печенье с шоколадной начинкой по типу Oreo, мягкие бисквиты, вафли, цельнозерновое печенье и соленые крекеры, воздушные зефирные полусферы в шоколаде.

Фото: Tochka.by
Не сказать, что раньше у нас такого не ели. Но подача сербской кондитерки очень даже оригинальная для нашего рынка.

Jaffa Crvenka пришла в Беларусь

Вся сладкая пищевая продукция, поставляемая в Беларусь из Сербии, изготовлена двумя заводами Jaffa Crvenka. Это крупнейший производитель кондитерских изделий на территории стран бывшей Югославии. Ежегодный оборот концерна – около 70 млн евро.

Портал Tochka.by пообщался с представителями Jaffa. Поинтересовались, что компания поставляет на белорусский рынок? Планирует ли Jaffa расширять присутствие в отечественном ретейле? И не боится ли проиграть по цене и качеству конкурентам, работающим на белорусском рынке?

Сладко не покажется

Первые поставки кондитерской продукции группы компаний Jaffa в Беларусь произведены в начале 2023 года. Объемы небольшие, потому что пробные, рассказывает директор по развитию бизнеса Jaffa Александр Вучкович.

"Желание прийти в Беларусь было еще несколько лет назад, но не было возможности. Сейчас, когда мы стали работать с Беларусью, идет активное изучение рынка. Здесь нет спешки", – говорит он.

Фото: Tochka.by
Коллега Александра Вучковича, директор представительства Jaffa в России Бранко Драгович, уточняет, что белорусский рынок долгое время был закрыт для сербских компаний по причине санкций 2020-го года.

"Санкции были и со стороны Белграда, и со стороны Минска. В прошлом году, если я не ошибаюсь, они были ослаблены. И мы начали думать, как прийти в Беларусь. Вообще, рынки Беларуси и Сербии достаточно схожи. Нам понятны многие вещи здесь, как действовать, как работать", – говорит Драгович.

По его словам, белорусский рынок для Jaffa еще и перспективен:

"Многие страны постсоветского пространства для нас интересны. Потому что вкусы у населения той же Грузии, Армении, Беларуси, России схожи. Они сформированы за многие десятилетия проживания в СССР. Потому для нас понятны предпочтения, так проще работать".

Кондитеров вывели из-под эмбарго

Ситуация, произошедшая с введением новых санкций в отношении Беларуси и России после 2022 года, открыла для Jaffa возможности, а не создала трудности, уверяют менеджеры компании.

"Еще несколько лет назад нам было сложно пробиться на рынок той же России, сильная конкуренция. Сейчас – проще, есть возможность наращивать продажи в РФ, занять свою нишу. Возможно, это будет и в случае с белорусским рынком", – говорит Александр Вучкович.

Сегодня на белорусский рынок поставляется около 15 наименований продукции группы компаний Jaffa.

Фото: Tochka.by
"В скором времени мы планируем разнообразить ассортимент до 30 наименований. А в целом Jaffa выпускает около 100 разновидностей продукции. Мы являемся очень серьезным игроком в странах бывшей Югославии, также поставляем большие объемы товара в Австрию и Германию", – уточняет спикер.

Не все в шоколаде

Не боится ли Jaffa столкнуться с жесткой конкуренцией в Беларуси и России? Ведь в двух странах работает большое количество кондитерских фабрик, которые явно не захотят отдавать рынок западному бренду.

Кроме того, многие производители снизили выпуск сладостей из-за уменьшения поставок на внешние рынки в условиях санкций.

Фото: Tochka.by
Бранко Драгович убежден, что у Jaffa есть свои преимущества, которые оценят местные потребители:

"Если сравнивать нашу продукцию с некоторой российской, то мы выигрываем в пользу натуральности. У нас нет яичного порошка в составе, используем только куриные яйца. При производстве мы добавляем качественный арахис, который везем из Аргентины".

Менеджер также обратил внимание на дизайн упаковки, а также новые продукты:

"Каждый год Jaffa выпускает новые продукты, предварительно изучая запросы покупателей. Это выгодно отличает нас от конкурентов".

Потребители садятся на диету?

Последний тренд – уменьшение объемов упаковки. Этого хотят потребители, говорят спикеры. Неужели люди стали отказываться от сладкого?

Фото: Tochka.by
"Большая коробка конфет нужна не всегда. Как правило, берут небольшие упаковки на один-два раза. Потребление людей меняется, мы это учитываем", – сказал Бранко Драгович.

Jaffa – в массы

Директор по развитию бизнеса Jaffa Александр Вучкович отмечает, что компании удается держать соотношение цены и качества. Не только в Беларуси и России:

"Наша продукция – это средний и выше среднего сегмент. Но стоимость не очень высокая. Цена доступна покупателю с разным уровнем доходов".

Фото: Tochka.by
По его убеждению, это позволяет Jaffa развиваться и расширять географию поставок.

Как Беларусь торгует с Сербией

Посмотреть официальные данные о внешней торговле в разрезе стран по Белстату сейчас не представляется возможным. Ведомство больше не делится цифрами, что и в каких количествах приехало к нам из других государств.

По данным за 2021 год, двусторонний товарооборот Беларуси и Сербии составил 179,6 млн долларов (прирост к году 162,2%).

При этом белорусский экспорт составил до 123,8 млн долларов, импорт из Сербии – 55,8 млн долларов.

В 2021 году Сербия занимала 28-ю позицию по объемам белорусского экспорта и 39-е место среди стран-импортеров.

С 10 июля 2021 года действует Соглашение о зоне свободной торговли Сербии с государствами –членами Евразийского экономического союза.

Основной экспорт Сербии – сельхозпродукция, одежда, шины, медь, автомобили, лекарства, картон, обувь, электропроводники, мебель. Продукты питания формируют пятую часть сербского экспорта.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки