Обычно происходит так: пилоты посадили самолет, пассажиры им похлопали – и на выход. А бывают плохие дни, когда попадаешь в эпицентр нештатной ситуации.
Но бояться раньше времени все же не стоит: острый на эмоции момент скрасят опытные экипажи – они такое уже проходили на тренажере.
Без паники
Экипажи авиакомпании Belavia готовят к авариным ситуациям на базе Института переподготовки и повышения квалификации МЧС в деревне Светлая Роща, что под Борисовом. Тренировка – каждые два года.
Например, бортпроводники отрабатывают действия при разгерметизации. В портативных кислородных баллонах ходят по салону, помогают пассажирам надевать маски.
"За две минуты до аварийной посадки пилот подает сигнал. Включается аварийное освещение. За 30 секунд до посадки пассажиры уже в безопасных позах готовы к жесткому приземлению", – рассказывает Сергей Барташевич, проводник-инструктор Belavia.
Саму жесткую посадку отрабатывают на тренажере – это целый Ту-154. Самолет свое уже давно отлетал. Спасатели вместе с Национальной академией наук переделали его под учебные нужды.
Тренажер поворачивается до 45 градусов – так моделируется посадка самолета при подломе стоек или невыпущенном шасси.
В салоне тьма – теплится тусклое аварийное освещение. Оператор тренажера включает настоящие крики людей. Стробоскопы бьют глаза. Стелется сизый дым. Голова идет кругом.
Бортпроводники не теряются, эвакуируют пассажиров, надев противодымные капюшоны и с огнетушителями в руках.
После упражнения пилоты и бортпроводники могут посмотреть на себя со стороны – все их действия записываются на видео.
Выход есть
Эвакуируются по надувному аварийному трапу. Он разложен на высоте в три с половиной метра.
Главное – не толпиться, а чинно скатиться друг за другом. Руки и ноги лучше выставить вперед, чтобы внизу вас быстро убрали с дороги.
Все пассажиры и экипаж покидают самолет за 90 секунд. Это полторы сотни человек. А пилоты покидают кабину по канату через узкий лючок.
Большая вода
Бывают жесткие посадки на воду. Таких случаев за всю историю авиации наберется пару десятков, но все равно нужно быть готовым ко всему.
Экипажи переходят на другой тренажер – фрагмент крыла самолета с аварийным выходом сразу в бассейн. Ныряют в спасательных жилетах. И дрейфуют в сцепке – вместе всегда легче.
Ранее мы подробно писали о том, как работает центр управления воздушным движением.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber