Небеса облетанные: как работает центр управления воздушным движением

 Илья Красовский
Среди самых пессимистично настроенных белорусов бытует мнение, что летать в 2022-м особо некуда. Но не все так плохо: самолетов в небе над страной все еще немало, а сопровождают их опытные авиадиспетчеры.
Небеса облетанные: как работает центр управления воздушным движением
Фото: Глеб Березин / Tochka.by

В Международный день авиадиспетчера, который ежегодно отмечается 20 октября, журналист Tochka.by заглянул в Центр управления воздушным движением. Оттуда сопровождается весь воздушный трафик над страной.

Свободный полет

Только за одни сутки летом в 2019 году над страной пролетало до 1600 самолетов – в пик загрузки. И воздушный трафик должен был только расти, такие были прогнозы. Поэтому в 2021-м в поселке Сокол открыли Минский центр управления воздушным движением.

Но случились пандемия, история с самолетом Ryanair и санкции, военный конфликт в Украине.

"Воздушный транзит с начала 2022-го года сократился наполовину", – рассказывает начальник центра УВД Михаил Деревяго.

Михаил Деревяго. Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Сейчас кроме "Белавиа" в нашем воздушном пространстве летают еще и турецкие, китайские, индийские авиалинии да российские компании, но только до Минска.

В самом центре

Главное помещение в Центре – зал управления воздушным движением. На смене – несколько десятков диспетчеров.

Трафик пусть и сократился, но объемы информации диспетчеры обрабатывают все равно немалые: доводят пилотам метеосводку, возможные изменения в плане полета, общаются с областными диспетчерами и коллегами из смежных центров управления воздушным движением в соседних странах.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by

В удобном кресле и думается легче. Рабочее место диспетчера – "умный" пульт: сенсорные планшеты, широкий выбор настроек столешницы и монитора, а индивидуальное освещение регулируется по теплоте и интенсивности.

Тренировочный день

Чтобы не терять хватку, диспетчеры постоянно проходят подготовку на тренажере, на котором можно запустить точную модель Национального аэропорта.

"Язык авиации – английский. Уровень владения им у диспетчеров беглый – многие из них стажировались в Великобритании. Переходят на русский язык только в особой ситуации и, разумеется, только с русскоговорящим экипажем", – уточняет диспетчер-инструктор Вячеслав Горожданов.

Вячеслав Горожданов. Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Для наглядности – типичная учебная внештатная ситуация. Борт подает сигнал бедствия. Инженеры координационного центра поисково-спасательных работ тут же передают этот сигнал спасателям – на помощь поднимается авиация МЧС.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by

Своих не бросают

Пассажирских самолетов в нашем небе в последнее время стало заметно меньше – заработки авиадиспетчеров слегка упали. Но сокращений нет.

"В авиации нет посторонних людей. Наши сотрудники понимают, что сейчас непростая обстановка. Остаются в профессии и ждут лучших времен", – продолжает Михаил Деревяго.

"Белаэронавигации" нужен каждый человек. Предприятие старается оставить каждого специалиста на своем месте. Был, например, такой случай. Один из диспетчеров "подрастерял" здоровье – врачебно-летная экспертиза его "списала". Но работника не отправили домой, а временно перевели на другую должность. За полгода он восстановился и вернулся в клуб диспетчеров.

Фото: Глеб Березин / Tochka.by
Фото: Глеб Березин / Tochka.by

В текущей малой интенсивности воздушного трафика в "Белаэронавигации" видят время возможностей. Чтобы оптимизировать работу и найти изъяны, которые в "хорошие" годы не замечали. Трудности – дело временное, еще полетаем.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки