С наступлением главного весеннего месяца корреспондент портала Tochka.by сходил на митинг трудящихся и сделал для себя некоторые выводы.
Впервые за последние два года, с момента снятия всех коронавирусных ограничений, во многих городах Беларуси прошли первомайские шествия. Где-то, как и в советские времена, с перекрытием улиц да "красными" транспарантами. В Минске – с флагами, плакатами, но без шествия.
Как ответила автору строк одна женщина то ли всерьез, то ли в шутку: "Шествий этому городу в последние годы хватило с лихвой".
Товарищи приглашенные
Место сбора минских демонстрантов – стела "Минск – город-герой". Со стороны догадаться, что здесь скоро будет митинг по случаю Первомая – не сложно. В руках у многих флаги Федерации профсоюзов Беларуси, профкомовских ячеек, плакаты "Мир. Труд. Май" и государственные символы.
Причем на главную профсоюзную акцию в центр столицы пришли не только работники минских предприятий и организаций. Судя по припаркованным автобусам с региональными номерами, в легальной "маевке" участвовали и активисты из областей.
Удивительно, но лозунгов, характерных первомайским акциям по типу "Долой кризис", "Даешь зарплату", никто не выкрикивал. Все было организованно и для большой толпы даже как-то чересчур спокойно.
Ближе к 11 часам лидер ФПБ Михаил Орда вместе с главой Минтруда Ириной Костевич с красными цветами в руках повели за собой тысячи человек по лестнице ввысь - к стеле. В это время из машины с большими колонками на крыше лились по округе советские песни.
Противоречия труда и капитала
Пообщались чиновники и с журналистами. Оказалось, не все нынче гладко в социальной системе. Министр Костевич пообещала поддержать работников, которые из-за санкций вынуждены уйти на неполную рабочую неделю. С ее слов, государство им доплатит до "минималки".
"Предполагается адресная поддержка тех трудовых коллективов, которые находятся на простое", – подчеркнула Ирина Костевич.
А лидер профсоюзов Михаил Орда, в свою очередь, отметил, что белорусские предприятия остаются гордостью республики. И отмел периодически витающую в обществе идею приватизации госсобственности.
"Мы не отдали наши предприятия и видим, что сегодня происходит в других странах, в угоду политическим установкам предприятия просто закрывают, а людей оставляют без работы. Закрытие предприятий и принятие незаконных санкций является недопустимой несправедливостью по отношению к людям", - заявил глава ФПБ.
После чего памятная акция у стелы завершилась и через некоторое время начался митинг в соседнем Парке Победы. Правда, чтобы попасть на мероприятие, всем участникам пришлось пройти через рамки металлоискателей.
Победить санкции, обуздать кризис
Выступавшие на митинге выражали уверенность в завтрашнем дне и благодарили власть за стабильность.
"Не всем сегодня нравится наша самостоятельность. И вот уже более двух лет страны Запада пытаются задушить нашу экономику, нашу страну, нас с вами незаконными санкциями", – уже со сцены продолжил Орда.
"При этом мы никогда ничего плохого этим странам не делали. Они хотят отобрать у нас зарплату, они хотят отнять работу, это нормально?" – обратился к участникам митинга глава Федерации профсоюзов.
"Нееет!" – после некоторой паузы закричали в ответ малолетние дети, взрослые отмолчались.
"Это не нормально!" – громко заявил Михаил Орда. А потом снова настойчиво спросил публику: "Мы выстоим, да?"
"Даааааа!" – уже не стали отмалчиваться взрослые.
"Мы будем жить так, как считаем нужным. Мы будем укреплять нашу страну!" – сказал глава ФПБ и рассказал о том, что делает правительство, чтобы исправить непростую ситуацию в экономике.
"Уважаемые друзья, с 1 мая, с праздником!" – резко от санкций перешел к поздравлениям руководитель главной профсоюзной организации.
"Урааа!" – закричала толпа.
Не только зрелища
Через несколько минут митинг закончился. А на сцену вышли творческие коллективы. Естественно, проголодавшиеся участники акции хотели не только зрелищ.
В парке разбили десяток торговых палаток с шашлыками. Жарили здесь же, отчего по территории разносился ароматный запах. Правда, цены на такой продукт отпугивали местный пролетариат.
"Вера, 7,5 рублей за 100 грамм шашлыка. Пойдем еще поищем, может, где дешевле есть", –разочарованно сказала одна женщина другой.
Дешевле тоже было. Некоторые точки общепита продавали шашлык и по 5,5 рублей. Примерно за столько же наливали и пиво.
Еще в меню были драники и шаурма, а к торговле привлекли не только райпотребсоюзы. Позвали и частников, как-никак – а времена-то буржуазные.
"Взгрустнулось о былом"
От того, что цены кусались, желающих поесть и что-нибудь выпить у палаток меньше не становилось. Наоборот, очереди росли, а продукты с полок исчезали.
"Не переживайте, хватит всем, у нас целый рефрижератор еды. Это ж не как в Советах, жрать нечего было, сейчас все есть, тока денюжку давай", – сказала одна из продавщиц."Хотя мне жаль, что СССР нет, жилось нам тогда лучше. Прям взгрустнулось о былом", – с долей ностальгии добавила дама у кассы.
Достижения народного хозяйства
Пока одни ели шашлыки, другие фотографировались на фоне техники белорусских флагманов. Белорусский Красный крест у своего стенда почему-то решил обучить посетителей выставки навыкам "искусственного дыхания" на человекоподобном тренажере. А представители санаториев и профилакториев время зря не теряли – раздавали рекламные листовки и обещали хорошие скидки на отдых. Но только тем, кто состоит в профсоюзах.
"Коммунарка" и "Спартак" бесплатно угощали шоколадом и конфетами, а потому основной поток студентов тянулся именно туда, где "бесплатная еда".
Впрочем, на лицах молодежи так или иначе читалась некоторая усталость и безразличие. И тут ничего удивительного: старшее и младшее поколения все же по-разному смотрят на эти весенние торжества.
Кому-то 1 мая – просто весенний выходной, а кому-то – день труда и ностальгии по прошлому. Да и со временем Первомай утратил политический подтекст. А главным лозунгом вообще стало слово "мир", которое в триаде "Мир. Труд. Май" даже стоит на первом месте. Правда, именно "мира", несмотря на все призывы и надписи на транспарантах, сегодня как раз и не хватает, в этой суровой реальности капитализма и политического безумия.