![Закатают в асфальт: узнали, из чего делают наши дороги Закатают в асфальт: узнали, из чего делают наши дороги](/upload/resize_cache/iblock/b27/768_512_1/oog4ie2i9fkhe2hclbvrk03r7ijh4wq2.jpg)
В Год качества лучше всего оно ощущается на дорогах. И вопросов к ним хватает. Кто катался по дырявой "олимпийке" или держал трудный путь на север, тот поймет.
Журналист Tochka.by за чашкой кофе порассуждал с директором нефтебитумного завода, как сделать наши дороги лучше.
Учим матчасть
Самые крепкие дороги – бетонные: лет 30 продержатся без капитального ремонта. Только шумные, жесткие. Асфальтового же покрытия хватает в среднем на 5–7 лет.
![](/upload/iblock/44f/uwjn96ro5s0da7hp5j4btyyc06wn1l5m.jpg)
Основа асфальта – битум: смолистое вещество из гудрона и тяжелых нефтяных остатков.
![](/upload/iblock/00d/uz00k8e6pbgp8hpep6fazj8kuxeswr0l.jpg)
"Битум стареет под воздействием солнца и влаги. Больше всего покрытие добивают переходы «через ноль» – осенью и весной. В микротрещины попадает влага – вылезают выбоины", – рассказывает директор Нефтебитумного завода Александр Храмцов.
![](/upload/iblock/701/y1tfw35pv3cpgov8k6zoto1kh50ghwyu.jpg)
Нефтебитумный завод в Червене – самый крупный в стране по производству дорожных битумов.
![](/upload/iblock/725/7vj1ixonfaj9xj5qraxljumpdbxbexo9.jpg)
Завод может производить топовый битум – модифицированный полимерами. Такое улучшенное покрытие прослужит в два раза дольше обычного. Например, трасса М4 строилась именно из модифицированных червенских битумов.
Ровная укладка
Хороший битум сделали. Дальше в дело вступают асфальтные заводы. Но многие из них уже морально устарели: могут перегревать битум, после чего тот во многом теряет свои свойства.
На этапе укладки что-то запороть уже труднее. Асфальт с добавками можно укладывать хоть зимой – при температуре до -10°C.
От плохого асфальта и образуются ямы. А вот колейность появляется, если работники расслабились или проектировщики неправильно рассчитали основание и подсыпку.
Но есть за что и хвалить наших дорожников – освоили технологию Slurry Seal. Это дешевый и надежный способ защиты асфальта.
Заключается он в том, что рабочие наносят тонкие слои износа из кашеобразной массы на основе битумной эмульсии. Легко перестилать этот слой через пару лет и не тратить госкубышку на капитальный ремонт дорог.
Экспортное качество
Нефтебитумный завод произвел для страны 113 тыс. тонн битума за 2023 год. Это треть от всей потребности нашего рынка.
![](/upload/iblock/fef/ytus5e48vzsec50wrraooi4kkvl4xlgb.jpg)
Работает завод на максимуме. Но могут и еще поднажать – когда запустят установку для модификации битума. Целятся на российский рынок. Там модифицированные битумы в ходу и спросе.
![](/upload/iblock/283/kfd5lcmw5fiv06rignff467g61s827oj.jpg)
"Для экспорта мы закупили специальное лабораторное оборудование – сертификации и контроля качества. В нашей стране за последние годы модифицированный битум не заказывали. Запрос только на обыкновенный", – продолжает Александр Храмцов.
![](/upload/iblock/879/k74t2voauvymrm038pah02191ycf8krp.jpg)
Модифицированный битум не стоит сумасшедших денег. Для дорожных организаций Александр Храмцов даже подготовил сравнительный расчет. Оказалось, для тонны асфальта разница между обычным битумом и с полимерами – всего Br22.
Потратить больше сразу и получить задел на будущее – увы, такой логикой руководствуются не все дорожные организации.
![](/upload/iblock/ebb/ynekpq6okyzx4m7ww1qcog4obmo5b4cj.jpg)
А рецепт доброй дороги не такой и сложный. Модифицированный полимерами битум нужно, не пережигая, смешать на асфальтовом заводе, и уложить готовый продукт с правильными основанием и подсыпкой.
По вкусу можно добавить слои износа по заморской технологии.
Кататься подано.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber