Спортивный век короток. Во многих видах он завершается в 30-35, но, скажем, в художественной гимнастике финиш наступает в 25, а порой и в 17 лет. Неизбежно возникает болезненный вопрос: чем дальше заниматься?
Некоторые пробуют себя на тренерском поприще, кто-то становится депутатом, есть и те, которые работают в федерациях и даже возглавляют их.
Еще одна категория – спортсмены-бизнесмены. Таковых немало. Причем некоторые пробуют себя в предпринимательстве, не повесив бутсы на гвоздь или не поставив лыжи на балкон.
Поводом для публикации послужил разговор корреспондента Tochka.by с биатлонисткой Динарой Смольской. С нее и начнем.
Как Алимбекова-Смольская стала хозяйкой салона красоты
Без малого год назад Динара Смольская стала хозяйкой одного из столичных салонов красоты. Она теперь не только профессиональная спортсменка, но и бизнесвумен.
Почему именно бьюти-индустрия и удается ли выкраивать время для погружения в мир предпринимательства?
Динара напомнила, что предыдущий сезон получился очень коротким: уже в марте Международный союз биатлонистов (IBU) отстранил российских и белорусских спортсменов от всех международных соревнований под эгидой организации.
"Именно тогда я всерьез задумалась: "А что если биатлона в моей жизни вовсе не будет? Чем займусь?" – поделилась Смольская.
Подсказка лежала рядом. Четыре года подряд Динара ходила в один и тот же салон красоты. Там нравилось буквально все: работа мастеров, дружелюбная атмосфера, внимательное отношение к посетителям, комфортные условия. Постепенно спортсменка со всеми в салоне раззнакомилась, стала там абсолютно своим человеком. Начала вникать во все нюансы. Заинтересовалась.
Любопытно, что хозяйка салона как раз проводила обучение по ведению бизнеса в бьюти-сфере. Динара в течение трех месяцев добросовестно прослушала курс занятий. А потом выяснилось, что владелица решила отойти от дел.
В общем, все совпало. Так олимпийская чемпионка Динара Смольская обзавелась собственным бизнесом. По этому поводу было небольшое торжество, а также танцы, конкурсы и шампанское.
Сложно ли управлять другими
Как призналась спортсменка, решение попробовать себя в чем-то новом было рискованным:
"Это я теперь понимаю, насколько непросто быть начальником. Спасает то, что в салоне – классная команда, которой я очень дорожу".
Одна из главных сложностей – "приученность" спортсмена, что за него все решают другие: тренеры, врачи, сервисмены.
"Ты постепенно привыкаешь, что тебя все время опекают, обеспечивают всем необходимым, начиная от инвентаря и экипировки, заканчивая лекарствами и едой. А в бизнесе приходится брать на себя ответственность, принимать решения, отвечать за других. Поняла, что это сложно. Тем более, с моим мягким характером", – поделилась Динара Смольская.
Сейчас она готовится стать мамой. Биатлонные тренировки поставлены на паузу. Зато появилось больше времени заняться бизнесом. Эмоции в основном положительные:
"У нас девчачий коллектив. Это всегда весело и интересно", – говорит Динара.
Свою задачу видит в том, чтобы сохранить все то хорошее, что было сделано в салоне красоты до нее.
"Горжусь нашими девчонками. Они – профи. Неоднократно приглашала в салон своих подруг. Все остались очень довольны. Приходят теперь сами. Это мотивирует. Стремимся приятно удивлять клиентов", – рассуждает биатлонистка.
В планах – рождение сына и возвращение в биатлон. И, конечно, развитие бизнеса, потому что "к коллективу привыкла, в дела втянулась". А значит, бросать пока не стоит.
Чем и кому в Беларуси интересен навоз
Коротко расскажем о тех, кто попробовал встроиться в современный бизнес.
Шестикратный победитель гандбольной Лиги чемпионов Сергей Рутенко в бизнес окунулся еще будучи игроком. Говорит, прислушался к старшим коллегам, которые советовали заранее думать о жизни после спорта.
Случай свел с россиянином, который предложил заняться утилизацией навоза и производством органического удобрения.
Года полтора Рутенко вникал. Сейчас под Могилевом налажено производство. Бывший спортсмен готов часами дискутировать на тему минеральных и органических удобрений, их усвоении почвой и растениями.
Говорит, что производство получилось высокотехнологичное, экологичное, эффективное. Активно ратует за то, чтобы хозяйства постепенно модернизировались, внедряя инновации.
Но из спорта Рутенко не ушел. Сейчас он возглавляет Белорусскую теннисную федерацию.
Как чемпион Олимпиады шьет матрасы
Еще один гандболист Андрей Барбашинский руководит предприятием, которое выпускает матрасы, наматрасники, защитные чехлы, подушки, одеяла и кровати. Всего свыше 500 наименований продукции.
Барбашинский рассказывал, что подрабатывать начал в Германии, где тогда играл. Сначала на стройке, затем устроился на текстильное предприятие. Научился шить, стегать подушки, упаковывать матрасы. Это затем пригодилось для развития собственного бизнеса в Беларуси.
Первый матрас чемпион Олимпийских игр сшил и склеил сам. Тогда в белорусской компании работало 30 человек. Сейчас – более 200.
Директор уверяет, что в компании все хорошо. Заказы есть, люди работой обеспечены.
Когда жизнь на две страны
Олимпийский чемпион Максим Мирный живет на два дома: один во Флориде, второй в Минске. В Брейдентоне, недалеко от местного теннисного центра, Макс открыл собственную пиццерию, в Минске – спортивный центр.
Центр готовит и тренирует в основном юных теннисистов. Есть секция и для тех, кто впервые берет в руки ракетку. Там же – тренажерка и спа-салон.
Когда Максим прилетает в Минск, обязательно приходит в клуб, устраивая мастер-классы для воспитанников.
Известно также, что Максим – владелец компании "Мирный путь", занимающейся недвижимостью. Теннисист неоднократно участвовал в рекламных проектах компаний Nike, Wilson, B&B, "Цептер", "Белита-Витэкс".
Но основная занятость Мирного сейчас все же связана со спортом – он работает тренером в команде японского теннисиста Кея Нишикори.
Если не керамика, то обучение
Летающая лыжница Алла Цупер в 2015 году открыла в Минске салон керамической плитки. По словам Олимпийской чемпионки, к этому ее подтолкнул ремонт в новой квартире.
Обратила внимание на итальянскую плитку. Ее продажей и занялась. Сказала, что нравятся креативные вещи, которые создают комфорт и уют.
Позже выяснилось, что бизнес не пошел. Подробности Цупер раскрывать не стала.
Четыре года назад вместе с мужем Алла открыла детский развивающий центр. Для самых маленьких (в возрасте от двух до шести лет) основной упор делается на оздоровление. Для тех, кто постарше (от семи и до двенадцати) ориентация на спортивную подготовку (гимнастика, акробатика, фристайл и паркур).
Есть группы для взрослых, которым предложены стретчинг и силовой фитнес.
Почему футболисты любят пиво
Объявивший недавно о завершении футбольной карьеры Станислав Драгун вместе с еще одним игроком Михаилом Сиваковым владеет пабом в Минске. История, конечно, не о здоровом образе жизни, но какой же футболист не любит хорошее пиво?
Главная тематика паба, естественно, футбол. Все устроено так, чтобы посетителям было удобно смотреть за "игрой номер один" и расслабляться в комфортной обстановке. Экраны телевизоров видны из любой точки бара.
Драгун надеется, что паб будет пользоваться устойчивой популярностью.
Питейно-развлекательным заведением на паях с сыном владел и футбольный тренер Анатолий Байдачный. Клуб "Ямайка" был весьма приметным местом в Минске. Караоке, боулинг, хорошая кухня, пиво собственного производства.
Байдачный любил там проводить переговоры с партнерами, давать интервью, наведывались и любители шумных вечеринок.
Но "Ямайка" давно не работает. Сын Байдачного пояснял журналистам, что заведение продано. Дескать, это был жизненный этап, который уже прожит. История завершена...
Отметим, что в этом тексте представлен лишь небольшой обзор того, как некоторые белорусские спортсмены устраиваются в бизнесе после окончания карьеры. У кого-то получается, у кого-то не очень. Все точно так же, как и в большом спорте.
>>> Заберите бонус от партнера рубрики Betera: 50 рублей и 50 фриспинов