Новые правила строительства в Беларуси – что меняется

Павел Абрамович
Александр Лукашенко подписал указ, упрощающий строительство частных домов. Tochka.by выяснила, сколько документов нужно получить сейчас, чтобы начать строить частный дом, и что изменится в этой части после того, как указ вступит в силу.
Новые правила строительства в Беларуси – что меняется
Фото: FrankHH / shutterstock.com

О том, что государство решило провести дебюрократизацию в сфере строительства частных домов, стало известно в начале июня.

Изменения анонсировал президент страны Александр Лукашенко, когда открывал новое здание 9-й детской поликлиники в Минске.

Строительство минус бюрократия

"У нас там [в сфере строительства личного, частного жилья] была страшная бюрократия. Все снимаем – какой человек хочет строить дом, пусть строит. Никто туда ходить не должен", – сказал президент Беларуси во время открытия нового объекта 3 июня.

Лукашенко также сообщил, что граждан страны приятно удивят новые решения государства в этой сфере. И добавил, что примерно такие же меры будут приняты и в части строительства многоквартирных домов. Это произойдет еще до конца 2022 года.

На каждом этапе – отдельный документ

Построить свой дом сегодня нельзя без получения ряда разрешений со стороны госорганов.

Причем их нужно получать/согласовывать на всех этапах строительства.

В большинстве своем эти документы выдают две госструктуры – БРТИ и исполком (сельсовет). Причем не бесплатно, а за деньги.

Попробуем подсчитать число основных документов на строительство частного дома, которые выдают именно госорганы и без которых нельзя обойтись.

Отметим, что количество бумаг может разнится в зависимости от того, где будет строиться дом – на селе или в черте города.

Итак, после покупки или получения участка под дом нужно обязательно зарегистрировать сделку – это раз. После чего понадобится разрешение на проектирование – это два. Если на участке уже что-то построено, то дополнительно на все строения следует получить техпаспорт и свидетельство о регистрации капстроения – это три.

Затем владелец участка должен подготовить проект, который необходимо, опять же, согласовать с госорганом – это четыре.

Причем в проекте должно быть указано, что именно будет строиться на участке – состав проекта оговорен в законах о строительстве жилья.

Пятый документ – паспорт застройщика, или схема привязки дома и хозпостроек, шестой – согласование подводки местных коммуникаций на участок.

Потом нужно получить ведомость технических характеристик, то есть подтверждение, что построенный дом совпадает с планом проекта.

Восьмая бумага – акт ввода объекта в эксплуатацию. Этот документ от имени главного архитектора, санитарно-эпидемиологической службы, природоохраны и председателя административного органа "подтверждает", что дом соответствует разным законам и нормативам.

После идет "девять" – регистрация дома, получение техпаспорта и свидетельства госрегистрации объекта недвижимости. 

Число документов и процедур сведено к минимуму

В понедельник, 13 июня, на Национальном правовом интернет-портале был зарегистрирован указ № 202 от 13 июня 2022 года "Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства".

Текст нового указа еще не опубликован. Вместе с тем "Пул Первого" сообщил о главных новшествах указа № 202.

Прежде всего, он упрощает порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек.

После вступления документа в силу такие дома и постройки можно будет начинать строить без выдачи разрешений и разработки проектной документации, а также без последующей их приемки в эксплуатацию.

Фото: Olya-02 / pixabay.com

Гражданам, которые хотят строить или реконструировать одноквартирные жилые дома и хозпостройки в сельской местности, достаточно иметь на руках документ, который подтверждает их право собственности на участок.

Исключение составляют населенные пункты, которые расположены на территории районов, что прилегают к Минску, Бресту, Гродно, Гомелю, Витебску и Могилеву.

Для возведения таких построек в сельских населенных пунктах, которые расположены на территории районов, прилегающих к областным центрам и Минску, а также в поселках городского типа и городах, понадобится паспорт застройщика.

На основании этого документа строить жилые одноквартирные дома смогут не только физические, но и юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

Выдавать паспорт застройщика будет госорган через "одно окно". Процедура оформления займет один месяц, а стоить она будет 25 базовых величин, или Br800.

Фото: Devolk / pixabay.com
Также указ № 202 вводит упрощенный порядок госрегистрации построенных таким образом объектов.

При этом "действующий порядок возведения и реконструкции этих построек (с получением всех разрешений, согласований, заключений и разработкой проекта) сохраняется", отмечает "Пул Первого".

Решение о том, применять ли им упрощенный порядок госрегистрации, застройщики смогут принимать самостоятельно.

Воспользоваться им можно будет, если объект строится везде, кроме столицы.

Также есть информация, что указ № 202 начнет действовать с 15 декабря 2022 года.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Читайте также:

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки