Долететь до Дели и вернуться с прибылью: есть ли будущее у Беларуси и Индии

Олег Шепелюк
Не так давно между Минском и Дели появилось прямое авиасообщение. Это должно поспособствовать развитию не только туризма, но и бизнеса. У инвесторов двух стран теперь есть возможность и себя показать, и на других посмотреть.
Долететь до Дели и вернуться с прибылью: есть ли будущее у Беларуси и Индии
Фото: SviatlanaLaza / Shutterstock.com

Отношения Беларуси и Индии развиваются уже более 30 лет. За это время создано несколько совместных предприятий, налажены культурные связи. Но сейчас непростое время для всех.

Корреспондент Tochka.by попытался разобраться, где кроются резервы увеличения взаимного товарооборота, львиную долю которого составляют поставки белорусских калийных удобрений.

Калий, ткани и БелАЗ

Для многих Индия – это густонаселенная страна, где все танцуют и поют, где многие живут бедно и порой в трущобах, в том числе – нежданные миллионеры. Все как в кино.

Однако не стоит опираться на стереотипы. Да, весной 2023-го Индия стала самой населенной страной мира. Но хоть экономика ее не на первом месте, она стремительно развивается. С 2000 по 2017 год ее размеры выросли в 3,3 раза!

Среднегодовой темп прироста реального ВВП Индии составил 7,1%. Ни одна страна мира, даже Китай, не может похвастаться такими темпами на данном отрезке.

Этому способствует как гигантский внутренний рынок в почти полтора миллиарда человек, так и впечатляющие прямые иностранные инвестиции, давно исчисляющиеся десятками миллиардов долларов в год.

Пока огромный и бурно растущий индийский рынок слабо освоен белорусскими компаниями, да и индийских товаров в нашей стране не сказать чтобы много. Tochka.by поинтересовалась у посла Индии в Беларуси Алока Ранджана Джа, за счет чего можно это исправить.


Посол Индии в Беларуси Алока Ранджан Джа. Фото: president.gov.by

По словам дипломата, калий – основной компонент двусторонней торговли. Однако она охватывает и другие товары: лекарства, химикаты, продукты питания едут из Индии. Льняные волокна, изделия из пластика и металла, тканые полотна – из Беларуси.

"Как и некоторые другие страны, Индия и Беларусь в своих торговых отношениях в настоящее время сталкиваются с трудностями в сфере логистики, транспорта и банковского дела. Надеюсь, это временный этап. Мы совместно ищем решения для преодоления этих препятствий, а также продолжаем изучать возможности диверсификации нашей торговли за пределы традиционных товаров и в новых областях сотрудничества", – добавил посол.

Фото: PhotographerIncognito / Shutterstock.com
Алок Ранджан Джа отметил, что есть удачные совместные проекты и в сфере производства, которые находятся на разных стадиях разработки. К примеру, "Гомсельмаш" основал компанию под названием "Гомсельмаш Индия" для производства, сборки, продаж и послепродажного обслуживания оборудования в Индии и соседних странах, а также в Африке.

"БелАЗ создал совместное предприятие с индийской компанией по ремонту и сервисному обслуживанию самосвалов. Индийские компании инвестировали в фармацевтический сектор Беларуси. Это лишь несколько примеров совместных проектов между нашими странами", – рассказал дипломат.

Посол уточнил, что, поскольку все они еще находятся в стадии становления, на данном этапе еще рано судить об их объемах.

Готова ли Индия инвестировать в Беларусь

Не секрет, что Беларусь очень нуждается в иностранных инвестициях. Из-за санкций западные компании перестали вкладывать в нашу экономику, лишь реинвестируют прибыль, которую не могут вывести, и это делает статистику кривым зеркалом.

В свете этого решили узнать, какие секторы белорусской экономики могли бы заинтересовать индийских инвесторов.

"Индийский корпоративный сектор является сформировавшимся, самодостаточным и не зависит от государственного контроля или указаний. Исторически капитал концентрировался там, где приносил прибыль. Наша работа как посольства заключается в том, чтобы информировать индийские компании и бизнесменов о коммерческих возможностях в Беларуси в различных секторах. Однако в конечном итоге решение об инвестировании принимается самими этими компаниями", – заявил Алок Ранджан Джа.

Он также добавил, что нельзя не признать, что времена сейчас непростые. И не только двусторонние связи Беларуси и Индии, но и вся международная торговля сталкивается с серьезными препятствиями.

"Возможно, сейчас самое время терпеливо планировать и ждать, пока международная ситуация станет более благоприятной для торговли и коммерции", – заявил он.

Как идут поставки белорусской техники в Индию

В индийской экономике, согласно статистике, 44% – это занятые в АПК, дающем 16% ВВП и остро нуждающемся в технике. В 2020–21 годах Беларусь поставила в Индию 136-тонные БелАЗы, сейчас завершается поставка 240-тонных, идет техника "Гомсельмаша", МТЗ.

Rajdeep Ray / Shutterstock.com
К тому же ранее совершались визиты представителей белорусских машиностроительных предприятий, профильных министерств, подписывались меморандумы и договоры о сотрудничестве.

А еще 26 лет назад была создана белорусско-индийская межправительственная комиссия по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий и культуры.

"Будучи быстро растущей экономикой, Индия имеет большой и прибыльный рынок, который будет становиться еще больше. С ростом масштабов наших горнодобывающих работ поставки тяжелой техники в Индию продолжатся. Однако многое зависит от того, сможет ли БелАЗ уложиться в согласованные сроки поставок", – заявил посол Индии.

При этом он отметил, что индийская сторона понимает: у БелАЗа возникли проблемы с закупкой деталей для завершения процесса производства и доставки. Дипломат выразил уверенность, что завод решит эти вопросы и обеспечит своевременную поставку, а также подчеркнул, что с аналогичными проблемами сталкиваются и другие компании.

Что дает рейс Минск – Дели

По словам посла Индии, прямое авиасообщение между нашими странами, без сомнения, выступит важным позитивным фактором для расширения двусторонних взаимодействий в различных областях.

"Размер индийского рынка хорошо известен в Беларуси. Однако гораздо меньше известно о покупательной способности индийского среднего класса и его интересе к товарам, которыми славится Беларусь", – заявил дипломат.

Алок Ранджан Джа также заметил, что самым большим пробелом в развитии экономического и коммерческого взаимодействия является дефицит информации о потенциале Индии и Беларуси.

"Благодаря прямым рейсам возможности бизнес-сообщества путешествовать и собственными глазами видеть возможности, доступные в другой стране, многократно возрастают. Воздушное сообщение также объединит наших представителей культуры, науки, средств массовой информации, студентов и других людей, помогая заполнить этот информационный пробел и еще больше укрепить наши двусторонние связи", – резюмировал посол Индии в Беларуси.

Как Беларусь и Индия торговали до сих пор

Товарооборот между нашими странами с 2008-го по 2021-й вырос достаточно серьезно, с $430 до $566 млн. Казалось бы, рост на 31,6% – прекрасный результат. Если не заглядывать глубже и не видеть, что, к примеру, в 2009-м он составлял $603,7 млн, а инфляция доллара США с 2008 по 2021 составила… 25%.

Радует то, что экспорт в Индию постоянно заметно больше импорта в Беларусь. Но и тут есть нюанс: его львиная доля – это поставки калийных удобрений, и цифры сильно колеблются из-за движения мировых цен.

Так как Белстат засекретил данные по внешнеторговой статистике, то приходится опираться в том числе и на информацию индийских властей. Так вот, в 2020 году экспорт калийных удобрений составил $289,7 млн (по Белстату), в 2021-м – $306,97 млн, в 2022-м – $168,52 млн (данные индийской статистики). В 2020-м доля калия составила 71,7% в белорусском экспорте, в 2021-м – 81,6%.

Что же поставляет Беларусь на огромный индийский рынок, кроме калия? До того как данные скрыли, список основных статей изменялся. И если семь лет назад это были азотные удобрения, синтетические нити, кожа крупного рогатого скота и проволока из нелегированной стали, то в 2021-м – уже грузовые автомобили, древесная целлюлоза, гидразин и гидроксиламин, а также стекловолокно.

А что же поставляет Индия в Беларусь? По традиции основная статья поставок – фармацевтические препараты, ведь эта отрасль развита в Индии. Кроме того, в 2021 году, по данным посольства Беларуси в Индии, это были морепродукты, гетероциклические соединения, содержащие атомы азота, части обуви, рис, органические краски и, каким бы удивительным это ни казалось, запчасти для автомобилей и тракторов.

В 2022-м, по индийской статистике, после лекарств шли гетероциклические соединения (их применяют в медицине и химической промышленности), морепродукты, органические краски и дезинфицирующие средства.

А вот семь лет назад, кроме лекарств, основными статьями экспорта из Индии в Беларусь были рыбная продукция, кофе и чай, табачное сырье, авиационные двигатели и хлопчатобумажная пряжа.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки