Талант – это умение распоряжаться и управлять тем, что тебе дано. Но это еще и тяжкая ноша, с которой справиться может далеко не каждый. Пример белорусского футболиста Александра Прокопенко – наглядное тому подтверждение.
В четверг, 16 ноября, ему исполнилось бы 70 лет. Из жизни народный любимец ушел в 35.
Tochka.by вспоминает, как вспыхнула и погасла звезда незаурядного игрока "золотого" состава минского "Динамо".
Какие таланты были у Александра Прокопенко
Все, кто знал Прокопенко, в один голос твердят, что природа щедро наградила Александра качествами, особо востребованными в футболе.
Он был выносливым, ловким, обладал завидной координацией, отлично видел поле, чувствовал партнеров по команде, быстро принимал решения, прогнозировал действия соперников. Он прекрасно понимал нюансы игры, ее тактические схемы и при этом просто обожал импровизировать.
Как рассказал корреспонденту Tochka.by Георгий Кондратьев, игравший тогда на позиции нападающего, у Прокопенко было удивительное голевое чутье, позволявшее интуитивно понимать, где мяч может оказаться в той или иной ситуации.
"Помню, в чемпионский 1982 год мы в Москве играли против «Торпедо». Матч складывался тяжело. Доигрывали при счете 1:1. В самой концовке Юра Курненин не очень сильно пробил, мяч уже катился мимо ворот, все почему-то застыли, и вдруг Прокоп как будто из-за какого-то бугра выскочил и точно пробил в дальний угол. Потом такая же история в матче против ЦСКА повторилась", – отметил Кондратьев.
По его воспоминаниям, Прокопенко чаще всего не забивал эффектные голы, скажем, дальними "пушечными" ударами из-за пределов штрафной, но зато умел комбинировать, умудрялся вовремя оказаться в нужной точке и сыграть нестандартно.
Так было в памятном матче на минском стадионе "Динамо" 27 октября 1982 года с одноклубниками из Киева. На 36-й минуте полузащитник минчан Юрий Пудышев продрался на правом фланге сквозь оборону киевлян и "прострелил" вдоль ворот. Там оказался Александр Прокопенко, который на долю секунды опередил вратаря и отправил мяч в сетку изящным ударом пяткой.
Лучшим голом чемпионата СССР того года был признан именно этот. Не поленитесь – отыщите видео в глобальной сети и убедитесь, что Прокопенко действовал просто шедеврально!
Как Прокопенко удивлял соперников
Георгий Кондратьев отметил, что тогда вся команда не любила отсиживаться в обороне, а проповедовала настырный, атакующий, комбинационный футбол, который главный тренер Эдуард Малофеев называл искренним.
"На тренировках мы часто отрабатывали проход поля тройками в одно касание. Пожалуй, лучше всего это получалось у Курненина, Василевского и Прокопенко. Они классно импровизировали, в том числе играя пятками, устраивая пропуски, забегания", – рассказал Кондратьев.
Бывший защитник Сергей Боровский отметил, что выдумщиков в команде хватало. Атаки, например, умело разгонял Юрий Пудышев. Прокопенко понимал его буквально с полувзгляда и сам всегда старался удивить.
"У Прокопа импровизации получались легко и непринужденно. Мы-то постепенно привыкли, а вот соперников его действия нередко ставили в тупик", – поделился Боровский.
И тут же оговорился, что это не было клоунадой: главное – игра на результат и чтобы зрителям доставить позитивные эмоции.
Какой театр создала команда "Динамо" (Минск)
Феномен "Динамо-82" вратарь команды Михаил Вергеенко объясняет тем, что тогда столичному клубу удалось создать театр футбола, где каждый играл свою роль.
"В этом театре были режиссер, актеры, вместе создававшие привлекательное действо, которое оценивали зрители. У Александра Прокопенко тоже была своя роль – яркая, интересная. Но он не смог бы блистать без остальных персонажей", – убежден Вергеенко.
Об этом же корреспонденту Tochka.by заявили и остальные собеседники, напомнив, что футбол – игра командная, где результат зависит от каждого в отдельности и от всех вместе.
В какие руки попал Александр Прокопенко
Звезда воспитанника бобруйской школы футбола Александра Прокопенко зажглась рано и сразу же ярко. В 18 лет в составе бобруйского "Строителя" он стал чемпионом БССР. В 19-летнем возрасте перебрался в минское "Динамо" и вскоре начал забивать мячи в ворота соперников.
Как рассказал Вениамин Арзамазцев, работавший тогда ассистентом главного тренера, парню повезло, что он попал в хороший коллектив мастеров футбола и в надежные тренерские руки.
"Саша, конечно, самородок, но в «Динамо» его задатки стали расти как на дрожжах. Рядом были классные игроки, за которыми он тянулся, грамотно работал тренерский штаб, создавая все условия для того, чтобы каждый футболист мог раскрыть весь свой потенциал", – отметил Арзамазцев.
Прокопенко трудился много и неутомимо. По воспоминаниям Анатолия Усенко, который в столичной команде работал массажистом, Прокопенко был как будто двужильный.
"Ему и 90 минут игры порой не хватало. Запас физических сил и футбольного интеллекта у Александра был огромный. Он никогда не жаловался: дескать, что-то пошло не так. Вполсилы не играл, а всегда ярко или очень ярко. Впрочем, как и другие игроки того состава «Динамо». Они все были трудягами, беззаветно влюбленными в футбол", – рассказал он.
Почему Александр Прокопенко серьезно не травмировался
Михаил Вергеенко отмечает исключительную координационную ловкость Прокопенко:
"Удивительно, но за всю футбольную карьеру он умудрился обойтись без серьезных травм, а ведь у нас контактный вид спорта, по ногам порой бьют очень сильно. Саша был юрким, шустрым. Неслучайно Пудышев дал ему кличку Джигит", – говорит он.
Арзамазцев в связи с этим вспомнил эпизод, когда тренировка в "Стайках", где была динамовская база, проходила под проливным дождем:
"Поле раскисло, игроки хотя и вышли на двусторонку в бутсах, естественно, постоянно падали. Саша тогда единственный надел обыкновенные кеды. Он скользил, прыгал, смело шел в отбор, получал по ногам, но за всю игру ни разу не упал", – рассказал он.
Примечательно, что из всех белорусских футболистов только Александр Прокопенко был вызван в состав сборной СССР, сыгравшей на Олимпиаде 1980 года в Москве.
Из шести матчей в ходе турнира Прокопенко участвовал в двух. Результат выступления команды тогда советских болельщиков разочаровал: всего лишь бронза.
Как динамовцы стали чемпионами
А затем случился звездный час минского "Динамо": команда стала чемпионом Советского Союза. Событие по тем временем для всей республики грандиозное.
Решающий матч белорусы провели 19 ноября 1982 года в гостях против московского "Спартака" и выиграли со счетом 4:3.
Нападающие Игорь Гуринович, Петр Василевский, полузащитники Александр Прокопенко, Юрий Пудышев, Сергей Алейников, защитники Сергей Боровский, Юрий Курненин и Виктор Янушевский по итогам сезона вошли в список 33 лучших игроков чемпионата СССР.
В Минске триумфаторов встречали как народных героев: с военным оркестром, цветами, улыбками, аплодисментами.
Затем – приемы на самом высоком уровне, награды, звания, поощрения, встречи с трудовыми коллективами. В общем, заслуженные слава и почет.
В чем Александр Прокопенко оказался слаб
Как вспоминают коллеги, Прокопенко на таких мероприятиях старался держаться в тени. Он вообще был скромным человеком, никогда не выпячивался, не любил выступать и давать интервью. Возможно, еще и потому, что слегка заикался при волнении.
Раскрепощался в иных обстоятельствах. В команде, разумеется, знали о его зависимости и о том, что вокруг Александра полно доброхотов, которые вечно объяснялись в любви и приглашали "опрокинуть по рюмочке".
Прокопенко никому не отказывал. Он не умел сказать "нет". Из-за этого периодически просто выпадал из тренировочного процесса на несколько дней. После чего появлялся в "Стайках", винился перед Малофеевым, командой и с удвоенной энергией начинал готовиться к очередному матчу.
Как говорит Михаил Вергеенко, задушевные разговоры, уговоры и увещевания с Прокопенко велись постоянно на всех уровнях, начиная от врача команды Василия Дмитракова, игроков и тренеров, заканчивая руководством спортобщества "Динамо" и спорткомитета республики.
Александр всех внимательно слушал, соглашался, обещал исправиться, а через какое-то время, увы, вновь срывался.
Почему Прокопенко отчислили из команды
Чаша терпения переполнилась в 1983 году. Об этом эпизоде рассказал Вениамин Арзамазцев:
"Мы тогда собирались лететь в Одессу. Зная, что с Прокопенко могут быть проблемы, Малофеев попросил Михаила Цейтина, который занимался с ребятами гимнастикой и акробатикой, привезти Сашу в аэропорт. Они жили рядом, на Маяковского. И уже по дороге Прокопенко попросил притормозить: якобы что-то важное забыл дома. И пропал. Михаил Ильич его так и не дождался, приехал в аэропорт один. Как потом выяснилось, у Саши случился очередной срыв", – говорит Арзамазцев.
После этого Прокопенко отправили в дубль, а через некоторое время отчислили из команды.
Все собеседники вспоминают тот период в биографии Александра Прокопенко с грустью и сожалением, но уверяют, что по-другому поступить было нельзя.
"За такие проступки убрали бы любого игрока, невзирая на заслуги. Саша в какой-то момент раскрыл свой талант, но потом, к сожалению, сам же его и погубил", – посетовал Сергей Боровский.
А затем в истории Прокопенко последовали совсем уж безрадостные страницы: годичное пребывание в Мозырском лечебно-трудовом профилактории, попытка вернуться в футбол (немного поиграл в могилевском "Днепре" и бакинском "Нефтчи"), повторное направление в ЛТП на два месяца...
А 29 марта 1989 года случилось непоправимое: в ресторане гостиницы "Минск" Александру вдруг стало плохо, он скончался скоропостижно.
Как сохраняется память об Александре Прокопенко
Похоронили Прокопенко в деревне Токари Бобруйского района. Его имя присвоено стадиону в Бобруйске. Ансамбль "Белорусские песняры" записал песню "Бело-синяя звезда", посвященную памяти своего друга. В стране регулярно проходят детские турниры памяти знаменитого динамовца, организуются встречи с ветеранами футбольного клуба.
Основным локомотивом движения по увековечиванию имени Александра Прокопенко выступает его сын Дмитрий. При его участии уже вышло четыре документальных фильма об отце. В соавторстве с журналистом Сергеем Лисичкиным выпущена книга "Александр Прокопенко. Народный футболист" (недавно она получила второе, дополненное переиздание).
Сейчас главные проекты – создание скульптурной композиции в образе знаменитого игрока у центральной арки Национального олимпийского стадиона и художественного фильма, посвященного Александру Прокопенко и минскому "Динамо".
О реальном воплощении задумок в жизнь Дмитрий говорит со сдержанным оптимизмом. Надеется, что все получится.
"Что касается игрового фильма, то задача стоит непростая, масштабная, но интересная. Важно точно отразить то время, настроения людей, их отношение к футболу и, конечно, незаурядные, противоречивые и сложные личности игроков "Динамо", – говорит Дмитрий Прокопенко.
Рассуждая об отце, о его непростой судьбе, проводит аналогии с Владимиром Высоцким, Валерием Харламовым, Виктором Цоем. Говорит, что талантливым людям бывает очень непросто жить, потому что они зачастую острее переживают и чувствуют, многое принимают близко к сердцу, их не всегда понимают. А еще они очень уязвимые. И в какой-то момент просто ломаются...
>>> 100 FS + 40 BYN – лови новый улетный двойной бонус от Betera!