Единство разнообразия: как реконструировали усадьбу "Красный берег"

Николай Смирнов
Журналист Tochka.by в свое время оказался свидетелем преображения настоящей истории. Он вспомнил, как в середине 2000-х восстанавливали Дворец Козелл-Поклевских – уникального для Беларуси объекта.
Единство разнообразия: как реконструировали усадьбу "Красный берег"
Коллаж: Krbereg.museum.by/Tochka.by

По многообразию стилей, собранных в одном месте, вы не найдете в Беларуси другого такого объекта, тем более в восточной части страны. Усадьба "Красный берег" в 20 км от Жлобина на берегу реки Добосна скрывает в себе гораздо больше, чем можно представить.



Возведенный по заказу генерала Михаила Гатовского в конце XIX века, дворцовый ансамбль имел неповторимый вид, который придавали ему угловатые башенки, чуть сдвинутые в перспективу окна, входы и флигельки. Особую атмосферу создавал и английский парк.

После смерти Гатовского "Красный берег" унаследовала его дочь, вышедшая замуж за Викентия Козелл-Поклевского, известного в свое время мецената и общественного деятеля, владельца 55 домов и 17 усадеб по всей Российской Империи.

После революции 1917 года Козелл-Поклевские перебрались в Польшу, а усадьба перешла в собственность государства. Дворцово-парковый ансамбль отдали сельскохозяйственному училищу: жилые комнаты использовали как учебные классы, а хозяйственные постройки служили мастерскими и складами.

Фото: Wikipedia.org

Здание не пострадало во время Великой Отечественной войны, потому что в нем располагались госпитали (сначала красноармейский, а затем немецкий). По легенде, уникальный объект сохранился, потому что приглянулся одному из немецких военачальников, который собирался поселиться в поместье после войны и приказал обшить все убранства деревянными щитами.

Разнообразие стилей

Всего во дворце более 30 помещений (приводятся разные данные), 19 из них – жилые. И ни она комната не похожа на другую. Анфилада залов дворца включала абсолютно разные направления: готика, ренессанс, рококо, маньеризм, барокко, классицизм.

Это единственный историко-культурный объект в Беларуси, в оформлении которого применялся даже арабский стиль ("альгамбра").


В бальном зале присутствовали черты эпохи Людовика XVI. Будуар освещали настенные люстры, некоторые стены покрыты полихромной росписью. Также в оформлении были использованы бронзовые изделия, венецианский хрусталь, английский фаянс, французский фарфор.

В подобном стиле оформлен и двухэтажный флигель (бывший дом прислуги). Сейчас там администрация аграрного колледжа, правопреемника сельхозучилища. Также имение предусматривало весомую хозяйственную часть: до нашего времени сохранились остатки бывшего спиртзавода и конюшни.

Фото: Tochka.by
В вечность шаг за шагом

В том или ином виде реконструкция усадьбы ведется с конца 1980-х. Тогда появились первые эскизы и были выполнены некоторые обмеры. Однако на то время предусматривался лишь косметический ремонт.

Полноценные работы начались в 1993-м, но из-за недостатка финансирования спустя четыре года реставрацию приостановили: успели утеплить и укрепить крышу, а также местами заменить оконные блоки.

Фото: Tochka.by
Комплексная реконструкция стала возможной в середине 2000-х с увеличением финансирования объектов культуры. Проект предусматривал замену покрытия кровли и всех окон, ремонт стропильной системы, воссоздание крылец, восстановление лепного и декоративного убранства фасадов, а также стен, потолков, каминов. Каменные и паркетные полы обновляли по сохранившимся образцам за счет современных аналогов.

Ученые и реставраторы отмечали отсутствие исторических документов, характеризующих усадьбу "Красный берег", в первую очередь фотоснимков или хотя бы картин. В поисках необходимых материалов специалисты даже опрашивали местных жителей, но ничего так и не нашли. Многое делалось интуитивно с опорой на опыт мастеров.


По одной из сохранившихся фотографий удалось восстановить плоскую кровлю оранжереи (так называемого зимнего садика), которая дожила до наших времен со скатной крышей. Именно этот зал пострадал больше остальных, но его интерьер был зафиксирован в 1990-е годы.

Фото: Tochka.by
Выяснилось, что современному виду дома предшествовало два этапа строительства. У здания Г-образная форма, и изначально оно было короче. Пристройка появилась позже на 10-15 лет, но из менее качественных материалов. Об этом свидетельствовали деревянные перекрытия, меньшая долговечность используемого кирпича и нехарактерный скос кровли. На втором этаже пристройки не было лепнины, декором стали обычные карнизы.

Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by

Основной урон зданию был нанесен, когда его вывели из эксплуатации. Отсутствие отопления и протечки кровли привели к разрушению уникальной лепки.

Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by

Влага из подвала добралась до второго этажа. Проблему решили инъекциями в кирпичную кладку. А горизонтальная гидроизоляция обеспечивалась введением специального состава в заранее созданные отверстия. Стены и так называемые фальшивые своды подвала обрабатывали впитывающими влагу штукатурками.

Специфика объекта заставляла искать нетрадиционные способы укрепления перекрытия. Создавать монолит не позволяла уникальная лепнина на стенах. В итоге решили использовать металлическую армированную ленту, которая постепенно распределялась по перекрытию и приклеивалась к нижней полке металлической балки.

Правда, применять ее можно было только в рамках основного пролета, поэтому часть потолочной лепнины пришлось снять и вернуть на место после завершения всех необходимых операций.

Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by
Фото: Tochka.by

Особое внимание уделили и вентиляции. Отопление появившегося в ХIХ веке дома обеспечивалось несколькими печами: теплый воздух через специально созданные каналы расходился по всем стенам. Для поиска и очистки этих каналов специально вызывали печников.

Путешествие во времени и пространстве

Любой реставратор стремится к тому, чтобы сохранить или максимально приблизить к первозданному виду неповторимый носитель конкретной эпохи. Побывав в конце ХІХ века в доме генерала Гатовского, человек в один момент оказывался в разных странах мира.

Фото: Krbereg.museum.by
Фото: Krbereg.museum.by
Фото: Krbereg.museum.by
Фото: Krbereg.museum.by
Фото: Krbereg.museum.by
Фото: Krbereg.museum.by
Фото: Krbereg.museum.by

Вероятно, есть моменты, которые в процессе реставрации мастера хотели бы избежать. В первую очередь это связано с прерыванием финансирования и приостановкой процесса. Многих фирм, которые участвовали в восстановлении, уже не существует.

Но нельзя не отметить, что белорусские мастера проделали очень кропотливую и тонкую работу. Как признавался один из участников реставрации, они до конца не знали, чего ожидать от каждой следующей комнаты, ведь зачастую после обследования "вскрывались" новые детали, не похожие на все предыдущие. Объединенные общей идеей лепщики зачастую восстанавливали декор буквально по миллиметру.

Коллаж: Krbereg.museum.by/ Tochka.by
Сегодня усадьба входит в своеобразное "Золотое кольцо" Гомельщины. В ней расположился филиал Жлобинского историко-краеведческого музея с постоянно действующими выставками. И у каждого есть возможность прикоснуться к особой энергетике, которой, возможно, нет нигде в Беларуси.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки