Большинство из этих мест хорошо знакомо белорусам еще по урокам "беллита" в школе. Самые ответственные педагоги заставляли учить названия вроде "Акинчицы" или "Вязынка" точно так же, как отрывки из "Новой земли".
По случаю Дня родного языка рассказываем, чем сейчас живут малые родины известных белорусских поэтов.
"Застенок" Акинчицы
Акинчицы изначально были "застенком". Так называли маленькие сельские поселения на территории Беларуси, когда она входила в состав ВКЛ, а позднее – Российской империи. "Застенок" – это, по сути, аналог хутора. То есть маленького поселка, который находится за пределами деревни.
В наши дни Акинчицы – мемориальная усадьба, которая юридически входит в состав города Столбцы. Причем уже давно: такое решение местный райисполком принял еще в 1977 году.
А вот название "застенку" дали столетия назад по фамилии шляхтича Акинчица, который получил эти земли от Радзивиллов.
В Акинчицах родился Якуб Колас (творческий псевдоним Константина Мицкевича) – будущий народный поэт Беларуси, там служил лесником его отец.
Юный Константин по большому счету успел сделать в Акинчицах лишь первые шаги – через два года семья переехала в другое место. Но Якуб Колас всегда тепло отзывался об этих краях:
В 1982 году, к 100-летию со дня рождения великого поэта, усадьба была восстановлена по архивным документам. Авторы музея постарались максимально передать колорит тех времен: хата накрыта дранкой, сарай с конюшней – соломеннной крышей. На территории есть колодец с "журавлем", забор собран из сосновых плашек.
Мемориальная усадьба приняла первых посетителей 30 октября 1982-го, с тех пор там ежегодно бывают тысячи туристов.
Вязынка
Еще один классик белорусской литературы – Янка Купала (он же Иван Луцевич) – тоже родился в 1882-м, и его родной дом находится на территории современной Минской области.
В мемориальной части дома-музея в Вязынке типичный интерьер крестьянской хаты конца XIX века. Там можно увидеть старинную мебель, печь и посуду, детскую "калыску" и даже ходунки. В другой части дома – историко-литературная экспозиция, она целиком посвящена детству и юношеству Купалы.
Вязынка впечатляет любого, кто туда приезжает. Во многом благодаря природе: в 1972-м там создали Купаловский мемориальный заповедник площадью 21 га. У самых поэтических натур спустя всего полчаса в Вязынке "рождаются" собственные рифмы, а порой даже острые панчи.
А дом-музей появился еще раньше, в 1948-м, благодаря специальному постановлению правительства БССР. Во много это и помогло сохранить для потомков аутентичные интерьеры и особенности сельской хаты образца позапрошлого века.
Пильковщина
Евгений Иванович Скурко, более известный как Максим Танк, родился на хуторе недалеко от деревни Пильковщина. Тогда это был Вилейский уезд Виленской губернии Российской империи. В наши дни – Мядельский район Минской области.
Хутор находился в тихом, спокойном месте, на окраине леса. До деревни – около километра. Последним хозяином дома был брат поэта Федор Скурко. После его смерти хутор опустел: жену Федра дети забрали в Витебск. С тех пор на малой родине одного из самых известных белорусских поэтов почти никто не бывает. Хотя в теплое время года дом выглядит вполне ухоженным.
А самое массовое посещение этих мест случилось больше 10 лет назад, в 2012-м, когда в Беларуси отмечали 100-летний юбилей Максима Танка. Сюда приезжали современные литераторы, чиновники, местная власть...
Но домом-музеем хутор так и не стал. Так что редкие путешественники могут лишь заехать в "гости", походить тропинками, которые вдохновляли Максима Танка, почувствовать спокойствие и умиротворение здешних мест.
Заосье и Новогрудок
За Адама Мицкевича и право называть его "своим" поэтом сражаются несколько стран – помимо Беларуси, этот как минимум Польша. Но факт есть факт: родился великий поэт на хуторе Заосье, который находится на территории современного Барановичского района.
Сейчас там находится музей-усадьба Мицкевичей. Это обычный белорусский деревянный дом с амбаром, хлевом и колодцем-"журавлем". Есть на территории и баня. Внутри дома не самые шикарные интерьеры, хотя Мицкевичи и были шляхтой. Богатством они похвастать не могли, зато из поколения в поколение передавали любовь и уважение друг к другу.
Кстати, Адам Мицкевич в каком-то смысле уникален, ведь у него есть еще один мемориальный музей, он находится в Новогрудке.
Экспозицию в доме поэта открыли еще в 1938-м, но в годы Второй мировой в здание прилетела бомба, большинство экспонатов эвакуировали в Польшу. Восстановили музей лишь в 1955-м, провели реконструкцию еще спустя 40 лет.
В наши дни этот мемориальный дом-музей – еще один образец здания XIX века. Каждый посетитель может оценить, какой была жизнь поэта. Отдельный зал посвящен великой поэме "Пан Тадэвуш".
Пешчин
В фольварке Пешчин в 1876 году родилась Алоиза Пашкевич, больше известная ценителям белорусской литературы как Цётка.
Жители Щучинского района, на территории которого находится Пешчин, до сих пор с большим уважением относятся к поэтессе. Ведь в свое время Алоиза не бросила земляков во время эпидемии чумы, хотела помочь. В итоге заразилась сама и умерла в 40 лет.
Цётка много путешествовала, но всегда с любовью и теплом обращалась к землякам:
В 1991-м на малой родине поэтессы был установлен памятник в ее честь. На нем изображена Алоиза: она сидит на скамейке с книгой в руке и задумчиво смотрит вдаль. Ежегодно в Пешчине проводятся поэтические вечера, открытые уроки литературы и искусства.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber