"Я волна, новая волна" – топ-5 фильмов Жана-Люка Годара

Отдел новостей
Во вторник, 13 сентября, на 92-м году жизни скончался Жан-Люк Годар –основоположник "новой волны" во французском кинематографе. Выбрали пять главных фильмов Годара, которые позволяют оценить масштаб его творчества.
"Я волна, новая волна" – топ-5 фильмов Жана-Люка Годара
Фото: Gaetan Bally/AP/TASS

Жан-Люк Годар сначала просто критиковал французский кинематограф, а потом начал сам снимать фильмы.

Буквально каждая кинолента Годара, которому были близки идеи экзистенциалистов и марксистов, бросала вызов традициям французского кино и старого Голливуда.

Впрочем, после бурных 60–70-х годов режиссер стал отходить от радикализма. В новом тысячелетии он как творец кино уже меньше напоминал "пещерного человека, ворвавшегося в Версаль", по его собственному выражению.

"На последнем дыхании" (1960)

Режиссерский дебют Жана-Люка Годара, в котором главные роли исполнили Джин Сиберг и Жан-Поль Бельмондо.

С внешней стороны – это фильм о воре дорогих автомобилей, который убивает полицейского. А с внутренней – диалог и полемика с целым сонмом классиков кино, литературы, музыки и изобразительного искусства, включая Ингмара Бергмана, Франсуазу Саган, Моцарта и Огюста Ренуара.

Складывается впечатление, что актеры обращаются напрямую к зрителям – с каждым новым фильмом Годара будет выясняться, что так оно и есть.

Сценарий фильма "На последнем дыхании" Годар писал вместе с Франсуа Трюффо – еще одним будущим культовым режиссером европейского кино. Дебютная работа Годара получила "серебро" на Берлинском кинофестивале.

"Замужняя женщина" (1964)

История женщины Шарлотты, которую жизнь ставит перед выбором между мужем и любовником, но она откладывает это решение, предпочитая жить и любить.

Очередная стильная и дерзкая кинолента Годара. Атмосфера Парижа 60-х годов, внутренние надрывные монологи, фирменная "репортажная" съемка, крупные планы в том числе обнаженного женского тела. А главное, стремление не просто показать, а понять человека.

Роль Шарлотты исполнила французская актриса с русско-украинскими корнями Маша Мериль. Интересный факт: отец Мериль, князь Владимир Гагарин, после эмиграции из России управлял цитрусовыми плантациями в Африке.

В "Замужней женщине" героиня Мериль ждет ребенка, а через три года после съемок сама Мериль забеременеет от режиссера Андрона Кончаловского, но сделает аборт.

"Безумный Пьеро" (1965)

Самый дорогой фильм Годара, который даже снискал коммерческий успех, с поющим Жан-Полем Бельмондо в главной роли.

Мужчина сбегает от буржуазной жизни к морю вместе с любовницей-мафиози-няней своего ребенка в автомобиле, полном денег. Картина снята в цвете, и цветовой символизм здесь вообще главный герой.

В "Безумном Пьеро" много визуальной эстетики, режиссерско-актерской раскованности, абсурдного юмора, а еще реплик, которые не связаны между собой – языком все же нужно уметь пользоваться, но где и когда этому учат?

Обвинения в большом количестве насилия и трупов Годар парировал фразой, ставшей знаменитой: "Это не кровь, просто красное". Утопленная в море машина принадлежала самому режиссеру.

"Альфавиль" (1965)

Фильм, в котором переплетены научная фантастика, нуар и сатира, а восхваление любви сочетается с обличением технократии и диктатуры.

Профессор фон Браун бежит с Земли и создает в другой галактике тоталитарное общество. Для того, чтобы предупредить вторжение инопланетян, земляне отправляют в космос спецагента, который должен обезвредить профессора. Но все его планы рушит внезапно вспыхнувшая любовь к дочери фон Брауна.

Без аллюзий и цитирования художественной классики здесь тоже не обошлось.

Главную женскую роль исполнила жена Годара Анна Карина – постоянная актриса его фильмов 1960-х. В роли фон Брауна Годар хотел видеть французского филолога и мыслителя Ролана Барта, но тот ответил отказом. В результате спецагента сыграл певец и артист, соратник Эдит Пиаф Эдди Константин. Главные актеры много импровизировали на съемочной площадке.

Фильм "Альфавиль" принес 35-летнему режиссеру золотую статуэтку на Берлинаре.

"Уик-энд" (1967)

Супруги отправляются в тур "выходного дня", но на самом деле планируют сначала убить родственника, чтобы заполучить наследство, а потом поубивать друг друга, чтобы не делиться деньгами.

Годар идет в фильме в наступление на мир буржуазии под музыку Моцарта и под лозунгами классовой борьбы.

Пресыщенные мещане, которые превратились в настоящих каннибалов, крупные аварии на автодорогах, длинные монологи о политике, рассказы о сексуальных забавах – хаос, пошлость и агрессия нарастают в обществе, и Годар был первым, кто стремился раскрыть людям глаза на это.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки