![Digital day Belarus 2023: названы главные тренды в белорусском интернете Digital day Belarus 2023: названы главные тренды в белорусском интернете](/upload/resize_cache/iblock/23d/768_512_1/w8e7ijjbz5tginom4zm8afynpj89kxyb.jpg)
В Беларуси до сих пор нет национального измерителя интернета, хотя разговоры об этом в последнее время ведутся все чаще. Цена вопроса, по различным оценкам, только на старте превысит миллион долларов. На медиарынке обсуждается главный вопрос, можно ли окупить такие затраты и за чей счет.
Пока же для оценки ситуации в национальном сегменте глобальной сети можно опираться только на экспертные мнения. Поэтому такие конференции, как Digital day Belarus 2023, пожалуй, единственная возможность для профессионалов "сверить часы" и понять, как в стране развивается диджитал.
Белорусы в соцсетях
Свой анализ поведения белорусов в социальных сетях и мессенджерах на Digital day Belarus 2023 представил российский сервис аналитики JagaJam. Выяснилось, что отечественная блогосфера довольно популярна, а бизнес активен в соцсетях. Все вместе белорусские аккаунты имеют 771 млн подписчиков.
Самые популярные соцсети среди белорусских блогеров – Instagram, YouTube, Вконтакте и TikTok. А вот Facebook теряет производителей контента.
![](/upload/iblock/ab7/uad3hgad3nqz0zf96q6fglwdabudknk6.jpg)
"Основным «драйвером» блогосферы в Беларуси является молодежь и дети", – рассказала представитель JagaJam Людмила Евстифеева.
В тематических топах "Стиль жизни", "Шоу и юмор".
![](/upload/iblock/b85/tdgudfbocry5srn78lbulrt8nflq7r34.jpg)
При этом аналитики JagaJam зафиксировали большой отток белорусских аккаунтов в Россию. У множества страниц, созданных в Беларуси, сейчас преобладает российская аудитория. Большое количество звезд и инфлюенсеров живут на 2-4 страны и их сложно маркировать определенным регионом.
Из коммерческих аккаунтов с белорусскими корнями в топе, предсказуемо, игры, но есть и серьезный бизнес, не связанный с интернетом.
![](/upload/iblock/841/a86u0fn0po0zy2z3ft6t7u7b7tk3n4xg.jpg)
Исследование целиком доступно по ссылке.
Из самых заметных тенденций в JagaJam отмечают рост TikTok, который по просмотрам догоняет Instagram. При этом у китайского сервиса приличные цифры по вовлеченности, а значит, люди проводят там больше времени.
![](/upload/iblock/67c/moijtvssq60x6e58om3a2ijn23u4nksk.jpg)
Советом максимально быстро завоевывать TikTok поделился и организатор Сергей Кузьменко. И дал еще одну рекомендацию для соцсетей в целом: "Не гонитесь за количеством подписчиков, если вам нужно лояльное комьюнити".
Digital как профессия
Динамика вакансий и резюме в сфере "Маркетинг, реклама и PR" сейчас благоприятная для бизнеса. После провала в 2022 году, направление оживает.
![](/upload/iblock/9b2/5zlvw7jawf1bca94p3vepvnhfkgyad8n.jpg)
Это хороший шанс обновить команду, считает менеджер сервиса Rabota.by Анастасия Карелина.
Она привела и данные по зарплатным ожиданиям.
![](/upload/iblock/b31/3efpnmsc6mk5fvvq4icak44j0hftawt7.jpg)
Для SMM-менеджеров картина выглядит устоявшейся. Медианная зарплата (это когда 50% рынка платит больше, а остальная часть - меньше) за первые пять месяцев 2023 года составляет 1020 рублей. Но эти данные не включают в себя возможные премии. В целом, компании готовы платить от Br500 до 2000.
Схожая ситуация (как по медианным цифрам, так и по зарплатным ожиданиям) по контент-менеджерам и копирайтерам.
![](/upload/iblock/7e7/qgbtqni0or5r6fo54rocqergzbv69k9l.jpg)
А вот digital-маркетологи кроме того, что имеют самые высокие предложения на рынке, хотят получать от нанимателей значительно больше.
Рекламный digital-пирог
Белорусский рынок рекламы за минувший год, по оценкам экспертов, просел на четверть. Его общий объем оценивается в 165 млн рублей (порядка $60 млн).
Меньше всего пострадал digital-сегмент. По данным Ассоциации рекламных организаций, в 2022 году доля рынка интернет-рекламы выросла до 54%, потеснив ТВ (23%) и радио (11%).
![](/upload/iblock/33e/0awm3lpvb463hninllnxgdxmwhypb4yo.jpg)
Доминирующую позицию продолжает занимать Google, поделился своей оценкой директор и соучредитель Webcom Group Сергей Царик. Доля американского гиганта в 2022 году подросла до 62%.
На вторую строчку рейтинга c 18% поднялась Meta (Facebook и Instagram).
А вот доля Яндекса в общем пироге уменьшилась до 15% (минус 4 процента за год). Правда, Царик говорит, что у самого Яндекса могут быть и другие цифры, так как много рекламы в российском IT-гиганте покупают напрямую, не через агентства, поэтому оценить ситуацию можно только изнутри.
![](/upload/iblock/700/p6m5r8yksr4wpx5ojjq8p44bjzxliqyb.jpg)
"Рост рынка digital-маркетинга возможная в пределах 15-25%, против 80% в прошлые годы", – считает Сергей Царик.
По его мнению, мы увидим рост затрат на TikTok, но в абсолютных числах на долю в пироге это повлияет минимально, рекламная база китайского сервиса все еще сильно мала в Беларуси, хотя пользователей у него хватает.
В остальном кардинальных изменений рынка Царик не предвидит. С одной оговоркой: никто не может предсказать, что c Google, YouTube, Instagram или тем же TikTok в Беларуси завтра ничего не приключится.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber
Tochka.by – информационный партнер Digital day Belarus 2023