Инвесторы ожили: что происходит с рынком коммерческой недвижимости

Владимир Савич
Из Беларуси ушло немало компаний, арендовавших помещения под магазины, склады, офисы. Каковы новые реалии и что делать дальше?
Инвесторы ожили: что происходит с рынком коммерческой недвижимости
Фото: metamorworks / Shutterstock.com

Рынок коммерческой недвижимости Беларуси пережил серьезные потрясения, связанные с уходом ряда крупных компаний-арендаторов и релокацией их сотрудников. Свободных площадей стало много, активность сегмента аренды заметно снизилась.

Тем не менее оснований утвержать, что "все пропало", нет. Об этом порталу Tochka.by заявил партнер и агент по операциям с коммерческой недвижимостью АН "Сильван-Инвест", один из лидеров рынка Андрей Смолка.

Каков пульс у делового Минска

По словам эксперта, начиная с марта нынешнего года бизнес постепенно приходит в чувство, он стал инициативнее, пошло движение в сторону аренды офисов, и, что любопытно, рынок вновь ориентируется на покупку недвижимости.

"Инвесторы ожили. Поиск помещений с доходностью минимум 10% продолжается постоянно, практически каждый день. Мы заждались таких приятных хлопот", – говорит Смолка.

Коллаж: Tochka.by

Сделками с коммерческой недвижимостью он занимается более десяти лет. За эти годы научился чувствовать пульс делового города.

У Минска, по оценке эксперта, пульс на некоторое время угасал, сейчас он постепенно выравнивается.

"Звонков стало больше, заявки стали более увесистые", – отмечает агент.

Какой столичный объект "тянет" на самую высокую цену

Его брокеридж (комплекс посреднических услуг на рынке коммерческой недвижимости) охватывает около 700 000 м2. Это сотни объектов (торговых и бизнес-центров, street retail, складов) не только в столице, но и в других городах Беларуси.

Как отмечает Смолка, нынешней весной в аренду и для продажи появилось много интересных объектов.

Среди наиболее приметных агент выделает три: торгового-выставочная галерея "Трюм" на улице Кальварийской, восьмиэтажное административное здание на проспекте Победителей (здесь раньше находился офис компании "Трайпл") и торгово-развлекательный центр "Arena City" на все том же проспекте Победителей.

Заявленная цена "Трюма": $5 200 000 по курсу (чуть больше $1000 за квадратный метр). Общая площадь объекта – 4832 квадратных метра, из которых 4200 уже сейчас можно сдать в аренду под торговые точки.

Цена за здание, в котором располагался офис бизнесмена Юрия Чижа, площадью 6585 "квадратов" – $13 000 000 по курсу. Можно брать все здание целиком или поэтажно.

Фото: arena-city.by

Рекордсмен по цене – Arena City. За нее хотят $78 000 000. Торговый центр занимает 84 000 м2. За один "квадрат" получается примерно $881. Торговому центру необходимо свежее дыхание, объясняет агент по недвижимости.

По его оценкам, вакантность офисов сейчас составляет 5-20%, и эта доля потихоньку уменьшается: "После отлива начался прилив".

Куда выгоднее вкладывать средства

Смолка считает, что сейчас выгоднее не держать деньги в банках, а вкладываться в недвижимость. При этом он не боится, что представители банковского сообщества ополчатся на него за такое заявление.

"Полагаю, банкиры даже рады, потому что большая половина сделок у нас проходит через кредиты либо через лизинг от банка", – считает эксперт.

Он поясняет, что бизнесмены сами принимают решение, во что вкладываться: "Они стадами не ходят, им важно быть в определенной среде – во избежание группового мышления".

Как белорусские бизнесмены справляются с проблемами

Как считает Андрей Смолка, отечественное бизнес-сообщество достаточно стойко переносит неурядицы. "Многие финансовые потоки торговых центров восстановлены, у некоторых они возросли", – отмечает эксперт.

По его наблюдениям, спрос на склады уже давно в тренде роста.

Он уверен, что застой – это когда не генерируются новые идеи и смыслы: "В серьезной бизнес-среде этого не может быть по определению".

Фото: Burak The Weekender / Pexels.com

Смолка убежден, что в Беларуси немало предприимчивых людей, обладающих здоровыми амбициями, зарядом энергии, нацеленностью на успех.

"Многие наши бизнесмены только за последние десять лет пережили не один кризис, и они прекрасно понимают, что за каждым падением неизбежно следует новый подъем. Так что никакой паники нет. Продолжаем трудиться", – говорит агент.

Смысл же своей работы он видит в том, чтобы понимать психотипы людей, помогать разбирать проблемы, избавляться от страхов, вместе находить сбалансированные решения.

"Важно быть полезными друг другу и не зацикливаться на сложностях, которые зачастую появляются как результат воображения. У нас немало талантливых людей. Нужно зарядить их уверенностью", – считает Андрей Смолка.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки