Поток белорусских грузов через Россию вырос почти в 4 раза

Олег Шепелюк
После введения санкций перед белорусскими властями остро встала проблема транзита. Но угодив в логистический цейтнот, общими усилиями ее удалось в целом решить. Вопрос – каковы потери из-за удлинившегося транспортного плеча? И как скоро удастся завладеть портовой инфраструктурой?
Поток белорусских грузов через Россию вырос почти в 4 раза
Фото: Ostariyanov / Shutterstock.com

Только по железной дороге (а есть еще автомобильные и авиаперевозки) транзит белорусских грузов через РФ подскочил в 3,8 раза. Об этом заявил министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко, выступая на заседании 64-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в Витебске,

По его словам, за пять месяцев 2023 года перевезено 6,7 млн тонн белорусских экспортных грузов.

Не только калий пошел на Восток

Авраменко отметил, что транзит белорусских товаров и сырья с использованием российской инфраструктуры "показывает стабильный рост": после введения санкций и запрету транзита калия через Клайпедский порт Беларусь переправила транспортные потоки на восток.

"Стоит отметить, что основной объем грузов следует через российские порты: рост – более в чем в четыре раза, порядка пяти млн тонн", – сказал Авраменко.

По его словам, и эта информация приводилась ранее, для обработки белорусского экспортного груза задействовано 19 российских портов.

О "Бронке" речи уже не ведется

Напомним, что белорусские власти заявляли в 2022 году о том, что в 2023 году в РФ будет построен белорусский порт. Речь об этом завели после того, как Литва с 1 февраля 2022 года отрезала для белорусских калийных удобрений транзит, а менее чем через месяц отпал и украинский вариант.

Первоначально белорусские власти заявляли о том, что будет построен порт в Ленинградской области. Но затем планы изменились.

В феврале 2023-го МИД РФ сообщил о том, что "прорабатывается вопрос" передачи в собственность Беларуси многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка", входящего в "Большой порт Санкт-Петербург".

В марте министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко заявил совершенно другое, сказав, что Беларусь собирается построить свой терминал или порт в Мурманской области.

Ранее он же заявлял о том, что Беларусь намерена построить порт своими силами с привлечением кредитных ресурсов.

"Есть ряд российских банков, которые готовы это кредитовать. Вопрос в том, чтобы получить конечную эффективность от реализации этого проекта. В любом случае это достаточно масштабный проект для страны. Он требует более детального изучения", – заявлял чиновник.

В результате фокус внимания сместился далеко на север – за Полярный круг, в Мурманскую область.

Выгодно ли возить грузы на Кольский полуостров?

"Сейчас идет детальная окончательная отработка. Мы ждем очередной визит руководства правительства Беларуси в апреле-мае этого года, чтобы зафиксировать площадку, где будет построен этот терминал", – поведал губернатор Мурманской области Андрей Чибис 10 апреля.

По его словам, работа над проектом – в активной стадии. Назвал чиновник и планируемый грузооборот – от 5 до 7 млн тонн.

Напомним, что через терминал в Клайпедском порту (на 30 % принадлежащий "Беларуськалию") до 2022 года экспортировалось свыше 10 млн тонн белорусских удобрений.

Отметим, что увеличивающееся в 1,5-3,5 раза транспортное плечо "съедает" львиную долю прибыли. И это при том, что Минск и Москва договорились о том, что услуги РЖД при перевозке калия будут снижены в два раза. А если российские лоббисты/конкуренты "Беларуськалия" сделают так, что тариф на перевозку белорусских удобрений перестанет быть льготным?..

Нельзя не сказать, что Мурманский морской торговый порт на 47,67% принадлежит компании "ЕвроХим", а 49,86% акций порта – компании СУЭК. Обе компании подконтрольны российскому предпринимателю Андрею Мельниченко.

Но не стоит думать, что "Беларуськалий" станет транзитировать свою продукцию, используя инфраструктуру прямого конкурента. Дело в том, что порт в Мурманске расширяется, и стройкой занимаются государственные компании. Именно в новом терминале (изначально планировавшемся под перегрузку угля) и намерены "развернуться" белорусские власти. Первоначально ввод нового терминала в эксплуатацию планировался на 2024 год.

Расстояние до ближайших портов от Солигорска:

  • Клайпеда – 612 км
  • Вентспилс – 750 км
  • Мурманск – 2255 км.
  • Санкт-Петербург – 932 км
  • Архангельск – 2089 км
  • Новороссийск – 1578 км
  • Оля (порта на Каспии) – 2193 км.

Два года на перестройку логистики

Нельзя не сказать и о том, что посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой отметил, что в кратчайшие сроки удалось переориентировать транзитные потоки на восток практически во всех отраслях (от металлургии до деревообработки), и 10 млн грузов пошли по новым транзитным путям. Не только железнодорожным, и на Дальний Восток, развивается авиа- и автосообщение, в том числе по коридору "север-юг".

Тем не менее, по его словам, чтобы "забыть проблему логистики", белорусским предприятиям потребуется "год-два".

Эти слова несколько расходятся с заявлением Авраменко. Вот что чиновник заявил в Витебске:

"для формирования объединенной транспортной системы Союзного государства утверждена союзная программа по унификации регулирования транспортного рынка, направленная на устранение существующих ограничений в области транспорта и создание равных условий для перевозчиков. В настоящее время реализовано порядка 90% мероприятий программы".

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки