Второе пришествие биткоина: выгодно ли майнить белорусу и при чем тут БелАЭС

Олег Шепелюк
Почему крипта так и не захватила мир, отчего биткоин и его "братья меньшие" не стали средством платежа и для кого в Беларуси наступил тарифно-энергетический рай? Ответы на эти вопросы искал корреспондент Tochka.by.
Второе пришествие биткоина: выгодно ли майнить белорусу и при чем тут БелАЭС
Фото: Chinnapong / Shutterstock.com

Беларусь снова захлестнула волна криптоистерии, впервые прокатившаяся по миру шесть лет назад. Причина все та же: биткоин прет!

В конце 2023-го новости об этом раздаются из всех утюгов. Ни один ролик по пути на работу нельзя посмотреть без того, чтобы в него не влезла навязчивая реклама о выгодном вложении в криптовалюту и обучающих курсах, после которых вы точно станете гуру крипторынка.

Тем, кому за 20 и кто хоть как-то интересовался финансовыми новостями в 2017-м (да и не интересовался тоже), это знакомо. Ведь нечто подобное уже было шесть лет назад.

Экскурс в историю

Тогда биткоин, еще год назад стоивший пару сотен долларов, по осени пробил отметку $10 тыс. и не думал останавливаться. Не только нашу страну – весь мир в ту пору захлестнула волна интереса к блокчейну и биткоину как к самой популярной криптовалюте.

Фото: Ground Picture / Shutterstock.com

Дня не проходило, чтобы белорусы не узнали новости о технологии, которой предрекали изменение мира. И все это на фоне взрывного роста курса биткоина, едва ли не каждый день обновлявшего рекорды.

Появились разговоры о скором принятии "криптодекрета". В декабре 2017-го он-таки появился на свет, в итоге породив крипторегулирование и криптобиржу.

"Когда нужные люди порешают свои дела, это все быстро закончится", – в один голос заявили тогда обескураженному их уверенностью автору два известных белорусских айтишника. Оба – владельцы продуктовых IT-компаний.

Прошло шесть лет, и криптобиржи в Беларуси уже нет. Зато есть десятки уголовных дел и столько же людей, причастных к "незаконной торговле криптовалютами".

И вот снова надувается биткоинный пузырь, и снова масса юных и не только бизнесменов собралась "майнить биток".

График цены биткоина с 2016 по 2023 год


Скриншот: investfunds.ru

Неудивительно, что в конце 2023-го в столице Беларуси прошла международная конференция, посвященная криптовалютам.

Труба пониже и дым пожиже

Шесть лет назад билеты на похожее мероприятие стоили по $200, и зал на несколько сотен кресел едва вместил всех желающих. Приезжал на ту пафосную "конфу" и известный евангелист биткоина американец Ник Спэноc.

На границе осени-зимы 2023-го все было проще и дешевле, а народу в зале хотя и меньше, но зато он куда лучше разбирается в теме.

Фото: sittipong panngam / Shutterstock.com

При этом, как и шесть лет назад, рассуждали о наступлении полного и всеобъемлющего "криптотелевидения", но на сей раз делая ремарку: не на всех каналах и не завтра.

Если в 2017-м все выступающие в голос твердили о том, что скоро биткоин станет мировой валютой, чуть ли не доллар подомнет, то в 2023-м позиция криптоевангелистов не так однозначна.

Перспективы биткоина, занимающего львиную долю рынка криптовалют, уже не выглядят столь радужными даже по мнению тех, кто знаком с криптой не понаслышке.

Почему биткоин так и не завоевал мир

Председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег, ведущий научный сотрудник лаборатории современных финансовых технологий СПбГУ Виктор Достов заявил, что "мировая финансовая система в последние 10 лет фрагментируется и количество возможностей для корреспондентских переводов денег банка из одной страны банку из другой сокращается".

Отчего же биткоин в частности и криптовалюты в целом так и не стали общеприменимым платежным средством, поинтересовались мы у россиянина.

"Биткоин – это удивительный инструмент, но ограниченный по функциональности. В данный момент это скорее один из инвестиционных и инфраструктурных, а не платежных инструментов. Я никогда не видел в нем потенциала стать глобальным розничным расчетным инструментом", – ответил специалист.

Фото: The KonG / Shutterstock.com

Также Достов рассказал, что считавшие иначе апологеты биткоина очень сильно недооценили противодействия центробанков разных стран мира.

"Второй фактор – проблема волатильности биткоина и криптовалют в целом, отчасти решенная в стейблкоинах. И третий – недооценка медленности и дороговизны биткоина: цена конвертации и транзакции достаточно высокая, а скорость неудовлетворительна", – продолжил сотрудник СПбГУ.

Он отметил, что все это очевидные вещи, которые на волне криптоэнтузиазма никто не хотел видеть.

"Проблема в том, что концентрация на них привела к непониманию и недооценке возможностей биткоина как инфраструктуры для других распределенных инструментов", – резюмировал Виктор Достов.

Будущее – за гибридами?

Сооснователь Децентрализованных валидаторских систем (DVS), ментор Школы валидаторов Владимир Симонов заявил, что скоро появится гибрид фиата и крипты, который будет удобен всем участникам рынка.

В качестве предтечи он назвал различные CBDC (Central Bank Digital Currency – цифровая валюта центрального банка).

Это выглядит странно, так как смысл CBDC – это, скорее, попытка вытеснить крипту, логичный ответ рынку криптовалют. Потому как появление "цифрового рубля" или "цифрового евро" – это предсказуемая реакция на растущий рынок "частных денег".

При этом Симонов, отвечая на вопрос корреспондента Tochka.by, заявил, что видит перспективу появления гибрида уже в ближайшие год-два.

"Когда государство станет устанавливать правила игры, привлекая ликвидность в криптовалютах, будут появляться разрешенные гибриды: через банки, финансовые институты, которые станут делать «обертки», деривативы", – уверен он.

Криптомир размером с Нигерию

При этом Симонов отметил, что доля криптовалют среди других финансовых активов до сих пор мизерная и составляет лишь 0,3%.

Продолживший тему Достов заявил во время панельной дискуссии, что сегодня ни биткоин, ни другие криптовалюты не могут стать решением, так как их капитализация, хотя она и исчисляется сотнями миллиардов долларов, относительно мирового рынка ничтожно мала. По общему объему он сравнил крипту с нигерийской экономикой.

"Она должна исчисляться триллионами долларов. Потому доллар и является мировой валютой, что за ним сила и объем американской экономики", – заявил Симонов.

Фото: Andre Boukreev / Shutterstock.com

Он также удивил корреспондента Tochka.by тем, что назвал криптовалюту недружелюбным для пользователя инструментом.

"Решив разобраться, я понял, что на уровне идеи это замечательно, но на уровне реализации нет: попробуйте запомнить свои сложнейшие пароли, хранить секретные ключи, Seed-фразы из 12–18–24 слов – для обычного человека это нерешаемая задача", – уверен Симонов.

Добыча цифрового золота

Исполнительный директор РАКИБ (Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна) Александр Бражников, в 2016 году выпустивший книгу "Биткоин – это пирамида", со временем изменил мнение.

На конференции в Минске он заявил, что биткоин стал цифровым золотом, но добывать его теперь весьма непросто.

Дело в том, что сегодня майнингом занялись крупные предприятия: у них сотни машин и мегаватты потребляемой электроэнергии.

При таких объемах они получают скидку по тарифу.

Фото: Nikiforaw77 / Shutterstock.com

О том, что непрофессиональный майнинг стал неинтересен уже несколько лет назад, рассказал Tochka.by и Симонов.

"У меня есть знакомые, которые ставят машины по добыче крипты и, очевидно, какой-то доход от этого имеют, но это стало индустрией. И, кстати, стоимость самого электричества в себестоимости крипты сегодня уже не так велика", – заявил Симонов.

По его словам, основные затраты – это покупка техники: при масштабировании (иначе смысла нет) и покупке хотя бы 10 "криптокачалок" придется вложить порядка $20 тыс.

"Индустрия пришла к тому, что сегодня майнинговые центры укрупняются: их потребление уже не 5–10 МВт, а 100–200 МВт. В одиночку майнить стало очень сложно, люди стали объединяться, для того чтобы снизить тарифы", – рассказал Бражников.

Майнеры помогут заплатить за АЭС?

Отметим, что возросшие мощности майнеров и, соответственно, потребление электроэнергии привели к тому, что в 2021 году в Китае запретили майнинг. Ведь это создает проблемы как для электроэнергетической отрасли, так и для всей экономики.

После этого майнеры из Поднебесной вынесли свои мощности в соседнюю Россию: как было сказано на криптофоруме, сегодня половина "российского" майнинга – это недавний китайский.

Фото: PHOTOCREO Michal Bednarek / Shutterstock.com

В Беларуси же все наоборот: наша экономика не потребляет те гигантские объемы, которые вырабатываются на БелАЭС.

Судите сами: в 2022 году общий объем потребления электроэнергии в стране не вырос, а упал на 4% и составил 38,6 млрд кВт⋅ч.

Как ни парадоксально, падение было бы еще большим, если бы не запуск БелАЭС – ведь для обеспечения собственного функционирования атомная станция потребляет сотни миллионов киловатт-часов электроэнергии.

Кредит на строительство АЭС придется начать выплачивать уже скоро. И помочь вернуть $6 млрд (не считая процентов), по мнению властей, могут майнеры.

Электричество подешевело – но не для всех

На криптофоруме была озвучена идея привлечения крупных игроков рынка из Китая и России и заявлено, что уже прорабатываются проекты по постройке огромных майнинговых ферм недалеко от АЭС.

Помните, белорусам обещали дешевое электричество после ввода атомной станции? Так вот оно появится! Но только у тех, кто заключит контракт и станет майнить, потребляя его гигантскими объемами.

Фото: Tochka.by

Требования озвучил заместитель главы МАРТ Иван Вежновец, подкрепив их слайдом из своей презентации на соответствующую тему.

Оказалось, что рядовой белорус за 100 кВт платит Br20,9 (если есть электроплита) или Br24,59 (если плита газовая).

Есть еще тариф, названный "полное возмещение экономически обоснованных затрат", по нему за 100 кВт придется отдать Br27,05.

Юрлица и ИП платят куда больше: непромышленные потребители – Br36,24, если они относятся к бюджетным организациям, и Br43,91 по одноставочному тарифу, если нет.

А майнеры (потребляющие электроэнергию как заводы) платят в худшем случае Br16,48.

Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

При этом Вежновец рассказал, что сегодня самый популярный вопрос, который задают майнеры при обращениях в МАРТ (о числе их он не сказал, но назвал "частниками"), это стоимость электроэнергии.

Отвечая на вопрос о привлечении крупных майнеров в Беларусь, которые могли хотя бы отчасти решить проблему ночного провала (АЭС нельзя выключить на ночь, как любую другую электростанцию), он ответил, что тариф для майнинга и так очень низок.

"Неважно, день это или ночь, он в три раза ниже, чем для прочих потребителей: практически на уровне топливной составляющей, а именно газа. Ниже опускаться уже некуда", – сказал Вежновец.

То есть МАРТ и так установил очень низкий тариф для тех, кто хочет расположить в Беларуси гигантские майнинговые фермы. А работа с их будущими хозяевами, по словам представителя ведомства, это забота "Белэнерго" и местных властей.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки