Стресс – это нормально
Чрезмерная опека и создание для мальчика безопасной атмосферы, оберегающей его от любого стресса, – распространенная педагогическая ошибка многих родителей. Безусловно, мотивы и намерения любящих взрослых здесь понятны, и вот уже очередной родитель "обвязывает подушками" сына.
Но важно помнить: организованный, дозированный и управляемый стресс – обязательное условие для стабильного развития мальчика в дальнейшем.
Стресс – понятие обширное. Это может быть и противостояние подколкам одноклассников, и отстаивание собственного мнения перед учителем, и защита близкого в конфликтной ситуации. Настроить себя на соревнования или уборку в комнате – это тоже стресс.
Если мальчика не готовить к трудностям и не позволять проживать сложные ситуации, то мы неизбежно получим изнеженного юношу. Такие молодые люди, как правило, напрочь лишены навыка самостоятельного принятия решений и ответственности, не имеют опыта позитивного решения конфликтных ситуаций. И в целом боятся выходить из зоны комфорта.
Один из маркеров, по которому можно определить юношу, с детства испытывавшего гиперопеку со стороны родителей, – чрезмерная привязанность или, напротив, ненависть к ним.Это будущие мужчины, которым не сделали "прививку от стресса".
С повышенной тревожностью в своей практике я сталкиваюсь очень часто. Обычно мамы мыслят таким образом: "С моим сыном может что-то случиться – буду его оберегать".
Переживать за ребенка – естественно. Но эту установку необходимо подкорректировать следующим образом: "С моим сыном может что-то случиться. Он получит опыт, и после мы вместе разберем сложившуюся ситуацию".
Под такими ситуациями, конечно же, подразумеваются не угрожающие жизни и здоровью, а способные вызвать неприятные ощущения или эмоции. Согласитесь: порванные штаны или разбитая ваза должны случиться в жизни каждого мальчика. Из полученного опыта формируется отношение к стрессу. И – чуть шире – его характер.
Гиперопека и ее последствия
Излишний контроль обычно проистекает из повышенной тревожности. Так, например, опасаясь за жизнь и здоровье сына, находящегося на улице, скажем, до 20:00, мама ставит его в неловкое положение перед друзьями, которым разрешено гулять до 21:00.
Чтобы преодолеть в себе тягу к излишнему контролю, родителям необходимо все свои решения пропускать через фильтр возраста. То, что хорошо по отношению к ребенку 5–6 лет, наносит вред психике и развитию подростка. Именно излишний контроль опасен тем, что, помимо развития у мальчика инфантильности, формирует у него противоречивые чувства к родителям.
У подростка, которого чрезмерно опекают, наблюдается диссонанс оценки жизненных приоритетов. С одной стороны, он любит маму, с другой – отвергает тот контроль, который она устанавливает.
В результате мальчик либо сильно агрессирует в социуме (в школе, на тренировках, на улице, дома), либо демонстративно практикует аутоагрессию, т. е. агрессию, направленную на самого себя. Аутоагрессия делает ребенка вялым, апатичным из-за внутреннего диссонанса: он чувствует, что хочет одного, но боится отказать родителям и делает совсем другое.
Важный побочный эффект чрезмерного контроля – компенсация в дальнейшем недополученных эмоций и переживаний. Достигнув 18-летия, такие дети выходят из-под влияния родителей, и ворота вседозволенности открываются, "впуская" в жизнь сомнительные компании, пагубные привычки и т. д.
Это "сестра" излишнего контроля, которую с энтузиазмом исполняют многие родители. Начинается все еще в раннем детстве: за ребенка решают, что ему надеть, куда идти, где играть, чуть позже – чем заниматься и увлекаться.
Роль "органайзера" автоматически включается, когда родители ограничивают ребенка в исследовательской деятельности: не дают лазать, бегать, прыгать (а вдруг споткнется, упадет, испачкается?).
Если родитель на регулярной основе придумывает и планирует ребенку занятия и постоянно напоминает о чем-то, со временем "режим самостоятельности" выключается.
Когда взрослеют мальчики
Иногда взрослые не могут правильно пройти период сепарации – отделения ребенка от родителей и определения своих границ. Сколько историй, когда мальчику уже 8 лет, а к нему относятся как к воспитаннику детского сада: "на автомате" надевают шапку, завязывают шнурки. В таких ситуациях ребенку либо стыдно, либо он уже апатично стоит и ждет, пока мама все сделает за него.
Взрослея, мальчик под влиянием работы гормональной системы начнет нервничать и "вспыхивать". Или, как уже упоминалось выше, снова уйдет в аутоагрессию.
Если родитель на регулярной основе придумывает и планирует ребенку занятия и постоянно напоминает о чем-то, со временем "режим самостоятельности" выключается, отмечает психолог.
Когда роль "органайзера" родителей подкрепляется менторским тоном, у мальчика просто нет шансов вырасти самостоятельной личностью. При таком стиле воспитания взрослые то и дело повторяют: "Я же говорил", "Что я тебе сказала?", а потом обижаются и недоумевают: "Ну как же так? Мы об этом сто раз уже говорили, а он ничего не слышит!"