"Многоступенчатая ракета": почему построить жилье в Беларуси (не)просто

Николай Сарычев
На примере Лидской ПМК-169 изучаем, как сейчас живут строители и что ждет отрасль в перспективе.
"Многоступенчатая ракета": почему построить жилье в Беларуси (не)просто
Фото: Лидская ПМК-169

Строительный комплекс – самый парадоксальный в экономике. С одной стороны, он растет вместе с повышением благосостояния людей, мгновенно на него реагируя. А затем, набирая обороты, строительство становится локомотивом всей страны.

Этим оно в чем-то схоже с многоступенчатой ракетой, отделение каждой ступени которой придает ей ускорение.

А кроме того, в строительстве сходятся все нити, связывающие нашу жизнь: образование и фундаментальная наука, демографический и природный факторы, сверхчувствительность к любым экономическим изменениям и сложнейшая техноструктура.

Причем последняя создается годами, но из-за ненадлежащего менеджмента либо других причин может быстро разрушиться.

Тактическая единица

В истории Лидской ПМК-169 можно проследить историю не только Лиды, но и всей Беларуси в целом.

На предприятии точкой отсчета принято считать 1 февраля 1970 года, когда был образован Лидский стройучасток Гродненского областного объединения межколхозных строительных организаций "Облмежколхозстрой".

Свое нынешнее название и номер Лидская ПМК-169 получила 8 апреля 1986 года при реорганизации Гродненского "Облмежколхозстроя" в "Гроднооблсельстрой".

На фото: директор С.И.Станкевич и главный инженер Д.А.Почобут с производителями работ
С того времени было проведено примерно 10 реорганизаций из-за вхождения в состав ПМК-169 других организаций. Так, в последний раз в марте прошлого года в нее включили ГП "Лидская ПМК-170".

Несмотря на все эти перестановки, главное в том, что с момента своего создания ПМК-169 занималась строительством жилых домов и объектов быта.

В советское время она, говоря армейским языком, была основной тактической единицей строительной отрасли, как батальон в армии. Тогда предприятие было достаточно компактным – со штатом от 350 до 450 работников.

И им было чем заняться. Началось строительство молочно-товарных ферм в Лидском районе, крупного свиноводческого комплекса в деревне Геранены в Ивьевском районе.

Строители ПМК-169 активно участвовали в создании инфраструктуры микрорайона Индустриальный, где сейчас расположено это предприятие: возводили жилые дома, детские сады, школу, магазины, инженерные сети.

Были задействованы на стройке Лидского завода железобетонных изделий, а позднее – завода КПД-1.

На фото: выездная планерка на объекте "Строительство ФОК в городе Слоним"
Лидчане принимали участие в возведении жилых домов в Рогачевском районе для переселенцев из чернобыльской зоны.

В конце 1980-х лидские специалисты освоили строительство крупнопанельных жилых домов серии-88 из блок-секций.

Самыми сложными для ПМК-169 стали 1990-е годы – коллектив был вынужден искать работу за пределами Беларуси. К началу 2000-го количество работников на предприятии сократилось до 75 человек.

Второе рождение

Но именно с тех времен Лидская ПМК-169 начала возрождаться. Всего за 2000 год она обрела устойчивость и показала экономический рост.

Начиная с 2001-го ПМК-169 принимала активное участие в программе "Строительство жилья на селе": построены школы в деревнях Клайши Вороновского района, Песковцы Лидского района, Липнишки Ивьевского района.

Лидскими строителями создано 15 агрогородков. Для коллектива успешно сложились "Дажынкі–2010", проведенные в Лиде.

Субъективные мысли о строительстве и не только

Недавно я прочитал удивительную статистику.

В 60–70-е годы прошлого века молодому человеку, чтобы накопить на жилье, достаточно было двух лет работы. При нынешних ценах не хватает и всей жизни.

Это американская статистика. Но примерно то же самое было и в СССР с той лишь разницей, что в нашей некогда общей стране жилье не было в свободном обороте на рынке – нужно было иметь основания для его покупки в виде кооператива.

Но, чтобы без помощи родителей обзавестись своим домом, молодому человеку нужны были те же два года.

На фото: жилой дом в Вороново
Со мной многие не согласятся, поэтому уточню: эти два года необходимо было работать, а не "ходить на работу".

Молодежь, которая хотела решить жилищный вопрос, отправлялась на дальние комсомольские стройки за "длинным рублем", как это называлось в народе.

Проблему реально было ускоренно решить и не выезжая далеко за пределы родины. После пяти лет работы на литейных производствах или в строительстве можно было получить квартиру. Но на это нужно было иметь основания и состоять в очереди на жилье.

Большая масса тех, кто после окончания вуза шел работать в "непыльные" НИИ или на кабинетную работу, довольствовалась малым. Они жили с родителями, становились в очередь на квартиру – а там как повезет.

Жилье сейчас доступнее?

В чем разница между тем временем и нынешним? По моему мнению, она состоит в том, что сегодня жилье доступно практически всем. С помощью родителей, дедушек и бабушек, кредитов банков построить квартиру может почти каждый.

Мне могут возразить, что это не так, мол, все очень сложно. Соглашусь, но с одной оговоркой: ведь строительство собственного жилья – это не покупка ботинок или пальто. Это большое событие в жизни.

А столько социальных программ, которые сейчас предлагает государство, моему поколению и не снилось. О таких программах сегодня может мечтать даже молодой человек на Западе. Когда я слышу что-то противоположное, то вспоминаю белорусскую поговорку: "Каб чутае ды пабачыць".

На фото: ФОК в Новогрудке
Доступность жилья на строительном рынке имеет и оборотную сторону, которая, на мой взгляд, пагубно сказывается на строительной отрасли. Речь об иждивенческих настроениях в обществе.

У всех должна быть высокая рентабельность, а вместе с ней и зарплата, но у строителей она не должна превышать 5% с небольшим – они занимаются вопросами сверхсоциальной значимости.

Социальный статус строителей

Дефицит специалистов в строительной отрасли, на мой взгляд, имеет три основания: интеллектуальное, социально-статусное и финансовое.

За пределами общественного интереса и обсуждения остается тот факт, что за последние 30 лет по уровню инноваций строительная отрасль уступает только микроэлектронике. Появились новые дорогие строительные материалы, техника и технологии. Они требуют принципиально нового уровня образовательной и интеллектуальной подготовки. Любой брак в работе финансово ощутим.

С социальным статусом строителей еще хуже. В общественном сознании большинства представители рабочих профессий воспринимаются как неудачники и маргиналы.

В реальной жизни все как раз наоборот. Многие понимают, что окончить архитектурно-строительный колледж, не говоря об университете, на порядок сложнее, чем отучиться в трех частных вузах и получить гуманитарную специальность. Все знают, что работа на стройке связана с высокой физической нагрузкой.

На фото: директор и главный инженер вручают водителям новые машины
У строителей есть удивительная особенность – сверхвысокая мобильность (особенно в возрасте до 35 лет) и способность к самоорганизации. Эти естественные экономические сообщества кто-то может называть шабашниками, пряча за этой формулировкой зависть к успешным людям. Но это только подтверждает факт, что без них мы не можем обойтись.

Вся трудовая деятельность строителей проходит под знаком самообразования, на которое никто не обращает внимания. Взаимный обмен опытом и мнением – профессиональное отличие строительного сообщества.

Сегодня это позволяет нивелировать отсутствие финансирования фондов по техническому и технологическому оснащению стройорганизаций. Главным и основным вопросом в строительной отрасли сегодня остается освоение 3D-принтеров. Иначе через 5–10 лет будет некому строить.

Если философски подходить к этой профессии, то можно вспомнить урок, который я получил в высшем военном инженерном строительном училище. Преподаватель военной тактики, понимая, что для нас его предмет носит условный характер, говорил с нами "не по службе, а по душе".

"Запомните, если до 18 ума нет, то и не будет. Если до 40 лет денег нет, то и не будет. Все надо делать вовремя", – рассуждал он.

Строительная отрасль успешна только тогда, когда все делается вовремя.

Оплата труда строителей требует отдельного разговора. У меня такое ощущение, что эти ветхозаветные расценки за строительные работы остались неизменными со времен моей молодости, которая пришлась на 1980-е. Но у этого явления есть рациональное объяснение.

Уровень общественного эгоизма в отношении строительной отрасли зашкаливает. Мы согласны с тем, что в продовольственных и промышленных товарах у нас есть выбор и по разнообразию, и по ценам, которые растут и отличаются друг от друга порой в разы. Но конечный продукт в строительной отрасли – в частности, на жилье – по цене должен быть непременно низким.

Как можно удешевить стоимость жилья? За счет низких расценок строителям, использования типовых строительных проектов, экономии на придомовых территориях и инженерных сетях. Можно долго и упорно "не видеть" эту проблему, но тогда ее заметит и решит сама жизнь.

Отошла вторая ступень

Прошедший 2023 год для работников ПМК-169 был сверхуспешным.

Построены и сданы в эксплуатацию четыре многоквартирных дома в микрорайоне Север в Лиде, детские ясли-сад на 190 мест в Слониме, молочно-товарная ферма в агроферме "Старый дворец", коровники в Вороновском и Кореличском районах.

Провели капитальный ремонт фасада жилого дома в Вороново, реконструкцию пожарного депо в Ивье и ремонт центральной районной поликлиники в Лиде, чтобы там можно было установить новое рентген-оборудование.

На фото: директор и инженерно-технический состав работников ПМК
Объем работ по генподряду за 2023 год составил более Br62 млн, рост в процентах – 184%.

Объем подрядных работ, выполненных собственными силами, – более Br42 млн, что в процентном отношении означает рост на 179%.

Производительность труда достигла Br102,6 тыс. на одного человека (138%). Среднемесячная заработная плата за 11 месяцев составила Br1817,2, но заметно выросла в конце года – до Br2052,6.

Выражаясь ракетно-космическим языком, у ПМК-169 отделилась вторая ступень. Заказы есть, спрос на строительные работы огромный.

Это является серьезным основанием говорить о том, что реальный сектор экономики стабилизировался и все мы ощущаем позитивный эффект.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки