Психология маньяка и осколки розовых очков: почему люди смотрят тру-крайм

Чем книги и сериалы, подробно описывающие реальные преступления, привлекают потребителей, и есть ли что-то неправильное в том, чтобы любить тру-крайм? Разобрались в этом вместе с минским психологом.
Психология маньяка и осколки розовых очков: почему люди смотрят тру-крайм
Фото: 0meer / Shutterstock.com

Если термин "тру-крайм" вам о чем-нибудь говорит, то у вас, вероятно, крепкая психика. Для людей, которые чуть приподняли бровь при столкновении с незнакомым словом, объясняем: это документальный жанр в массовой культуре.

Речь идет о фильмах, видеороликах и книгах, в которых автор описывает криминальные преступления, дает портрет злоумышленника, жертвы и разбирает все подробности совершенного злодеяния.

Такие произведения могут освещать как отдельные преступления, так и весь криминальный путь известных маньяков: таких как Зодиак, Джеффри Дамер, Андрей Чикатило или скопинский Мохов.

Последний, напомним, в 2021 году вышел на свободу и дал интервью российской журналистке. Этот видеосюжет стал резонансным и собрал огромное количество негативных комментариев, связанных как с высказываниями преступника, так и с популяризацией его личности в СМИ.

Пользователи сети сетовали на то, что в волне хайпа утопает с печальным бульканьем здравый смысл, а интервью необходимо брать у достойных людей, а не у психически больных и опасных для общества.

С этой же точки зрения можно рассматривать и все произведения из разряда тру-крайм: насколько правильно и целесообразно освещать беззаконие? И почему люди готовы с увлечением на это смотреть.

Ведь статистика неумолима: произведения в жанре тру-крайм привлекают аудиторию. Например, вышедший в 2022 году на стриминге Netflix проект "Монстр: История Джеффри Дамера", несмотря на множество скандалов вокруг, показал высокие рейтинги и был продлен на второй сезон, который расскажет историю других преступников.

Подсесть на криминал

Мы пообщались с заядлыми любительницами подобного контента и узнали, чем же их привлекает тру-крайм.

Собеседницы отметили, что жанр им интересен в первую очередь своей детективной составляющей. У классических произведений о преступлениях, вроде знаменитых книг Артура Конана Дойла, они выигрывают за счет своей документальности. Ты знаешь, что описанные в книге или ролике злодеяния – это не плод авторского воображения, а отражение реальной жизни и ее пугающей многогранности.

Такого рода контент в какой-то степени разбивает "розовые очки" и, конечно, помогает обратить внимание аудитории на необходимость себя обезопасить.

"В тру-крайме есть обертка, которая помогает разграничить добро и зло, но при этом без навязывания морали и давления на аудиторию", – отмечает одна из девушек.

Также собеседниц притягивает возможность углубиться в психологию маньяков, чтобы понимать, как они мыслят, и изучить то, насколько у людей способны раздвинуться границы допустимого.

Фото: Alexey Lysenko / Shutterstock.com

"Я люблю тру-крайм за то, что он погружает зрителя в его собственную тьму страхов. Мне интересно там побродить. Также я вдохновляюсь подобным контентом в ходе написания готических произведений", – рассказывает одна из девушек.

"С помощью тру-крайма я проработала свою излишнюю доверчивость к людям, так что теперь человек не узнает всю мою биографию при первой встрече", – шутит другая собеседница.

От страха – к удовольствию

Выслушав рассуждения простых зрителей, обращаемся за комментарием к специалисту. Так почему же, с точки зрения науки, подобный контент привлекает людей, и всегда ли его почитатели – это люди с нарушениями психики?

Одна из гипотез популярности тру-крайма связана с уровнем тревожности потребителя.

"Если человек сам по себе высоко тревожный, его психика постоянно пребывает в неком дисбалансе. И для того, чтобы как-то отвлечься от повседневного стресса, ему нужен более сильный триггер. Им может стать состояние, спровоцированное просмотром историй в жанре тру-крайм", – говорит психолог Барбара Абломейко.

Наш мозг, по словам специалиста, не отличает, где картинка, а где реальность. Он даже кинофильм воспринимает как что-то, что действительно происходит с человеком – тут случается определенное погружение в историю.

Поэтому в процессе знакомства с контентом в жанре тру-крайм люди на какое-то время помещают себя в стрессор, более мощный, чем привычная для него тревога, и от нее удается отстраниться.

Фото: Ipatov / Shutterstock.com

"Кроме этого, существует такое понятие, как «дофаминовая яма». После убойной дозы стресса, полученной в ходе просмотра соответствующего контента, мозг осознает, что ничего страшного с ним не произошло. А ответной реакцией на облегчение становится выброс серотонина", – рассказывает собеседница.

Проще говоря, намеренно погружая себя в искусственный страх, человек следом получает большую дозу удовольствия. По сути, любители тру-крайма раскачивают себя на эмоциональных качелях, вследствие чего у них формируется своего рода зависимость.

Однако сам тру-крайм, по мнению Барбары, безобиден, и люди, которых он привлекает, – это вовсе не психи. Они просто гонятся за яркими эмоциями, которые им дарит погружение из точки "минус" (стресс при знакомстве с контентом) в точку "плюс" (выброс серотонина).

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки