Ферма в деревне Гливин, что под Борисовом, тихонько загибалась, пульс уже почти пропал.
Но пришли китайские инвесторы и вдохнули жизнь в убыточное предприятие.
Обновили технику – даже есть беспилотный трактор, зарплату работникам дотянули до "по пятьсот", строят современный доильный комплекс.
Tochka.by училась у китайцев работать на земле.
Хозяин полей
Новая история фермы началась в 2018 году. Реанимационные мероприятия выполняет компания "Ганьсу-Бел" – это часть большого китайского холдинга, что родом из провинции Ганьсу.
Холдинг занимается строительством и экспортом оборудования. Решили покуситься на сельское хозяйство. Выбирали теплое местечко по всему миру – в Африке, в Индии. Поиски привели в деревню Гливин – земля там уж больно плодородная.
Начальство заседает в простеньком деревенском домике. Без понтов, все свои.
Директор "Ганьсу-Бел" Хоу Чунхуэй – человек энергичный, деловой. В его кабинете флаги двух стран, мотиватор из иероглифов, на рабочем столе стопки документов. Когда отрывается от бумажек, глядит на большой монитор видеонаблюдения.
Хоу Чунхуэй живет здесь же, в Гливине, прикупил домик. А семья осталась в Китае. Видятся только раз в год.
Когда впервые эффективный менеджер осмотрел свои владения, подумал – все очень плохо. И это еще мягко и культурно выражаясь. Полная разруха. Тяжело вздохнул и принялся за работу.
Время летит
Прошло пять лет. Чтобы разглядеть перемены, глаз не нужно вооружать. Привели в порядок здания, строится доильный комплекс, новая зерносушилка, технику наполовину обновили. Самый топ – беспилотный трактор.
Попросили Хоу Чунхуэя сравнить китайские крестьянские хозяйства и белорусский колхоз:
"Главное отличие в том, что в китайских хозяйствах все исключительно новое – и техника, и комплексы. Зато белорусы счастливые – умеют жить. В Китае, кто в сельском хозяйстве, тот не знает праздников и выходных".
Словом, гулять на майские – это не китайский подход.
Выжали пятьсот
В "Ганьсу-Бел" работает 80 человек. Кто не местный, того довозят на служебном микроавтобусе.
Константин Бабяк – главный инженер. Его забота, чтобы техника вышла в поле исправная и в срок:
"Топливо есть, нужные запчасти тоже. И зарплатой не обижают. А что еще рабочему человеку нужно? Дают работать и зарабатывать".
Алла Владимировна – кладовщик, хранитель зерен и удобрений, больше десятка лет работает в хозяйстве. На ее глазах оно и загибалось, работники перебивались с копейки на копейку.
"Собрали нас возле диспетчерской и представили новое китайское начальство. Они рассказали свои планы и быстро к ним приступили", – вспоминает Алла Владимировна.
Теперь работница получает "по пятьсот". А раньше бывало, что и всего сто. Работы, конечно, тоже больше стало – поголовье скота выросло до 1500 голов.
Китайские фермеры инвестировали уже более 12 миллионов долларов в Гливинское хозяйство. И на этом далеко не все. Продают молоко и зерно. Правда, инвестиции еще не отбились. Земля долго возвращает, но хозяйский подход решает – толк будет.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber