Звуки души: белорусская органистка о Бахе, курьезах и "халтурах" ради искусства

Николай Михновец
Поговорили с белорусской органисткой о специфике инструмента, курьезах, популярности среди молодежи и концертах во имя искусства.
Звуки души: белорусская органистка о Бахе, курьезах и "халтурах" ради искусства
Фото предоставлено героиней публикации

Это более популярная музыка, чем вы можете себе представить. Многие ли знали, что в нашей стране свыше 100 органов? Большинство из них просто не работает. Есть даже специальная энциклопедия "Арганы Беларусі", в которой представлены известные инструменты на момент выпуска издания в 2018 году.

Об этом журналисту Tochka.by рассказала белорусская органистка Варвара Царюк. Она заинтересовалась необычным инструментом, когда уже училась в музыкальной школе. На это повлияла экскурсия в Полоцк, где в Софийском соборе в восьмилетнем возрасте ее поразила органная музыка.

Теперь то же самое исполнительница проделывает с современными слушателями. Впрочем, по ее словам, многие оказываются на органных концертах отнюдь не случайно.

Эхо времени

Освоить орган не легче и не сложнее любого другого музыкального инструмента. У каждого есть своя специфика, просто необходимо приложить достаточно усилий и терпения, чтобы научиться играть.

Процесс обучения заметно упростило появление цифровых органов, извлекающих записанные или синтезированные звуки. Но Варваре приятнее играть на классических инструментах, где звучание создает воздух, попадающий в трубы.

"Для органиста разницы в исполнительстве нет. И цифровой орган звучит как положено. Но по-настоящему оценить силу инструмента можно, например, в костеле – встать у стены и прочувствовать вибрации, когда задействован нижний регистр и самые большие трубы", – рассказала наша героиня, добавив, что, на ее взгляд, аутентичный инструмент все-таки более душевный.

В Минске пять духовых органов: в филармонии, костеле Святого Роха, Кафедральном соборе, в концертном зале "Верхний город" и недавно появившийся в костеле Новой Боровой. Еще один небольшой инструмент есть в консерватории, но он предназначен только для обучения.

Одна голова хорошо, а две – лучше

Один из любимых композиторов Варвары – Иоганн Себастьян Бах. Именно с него она советует начать желающим погрузиться в органную музыку.

По оценкам собеседницы, мало кто задумывается, что в современной фоносфере при всем разнообразии жанров часто используют именно классическую музыку, например, в рекламе. И, когда простой обыватель услышит знакомые мотивы на органе, ему будет приятно осознавать, что где-то он это уже слышал.

На вопрос, как хрупкой девушке удается справляться с таким громоздким инструментом, Варвара отвечает, что научиться можно всему, но иногда органистам помогают ассистенты – переворачивают ноты и переключают регистры.

Фото предоставлено героиней публикации
А многие произведения специально написаны для дуэтов, поскольку при исполнении в одиночестве не хватит рук и ног. Более того, в свое время собеседница и ее коллеги для парных партий сами делали переложения, в частности, произведений Георгия Свиридова ("Метель", "Тройка") или известного отрывка из балета "Маленький принц" Евгения Глебова.

"Когда за органом не один, а два человека, намного больше возможностей перекладывать на этот инструмент более сложные и масштабные произведения, изначально созданные для симфонического оркестра", – пояснила органистка.

Заметить курьезы могут только профессионалы

С ассистированием, по словам Варвары, как правило, связаны курьезы. Ноты могут перевернуть больше, чем нужно, иногда они падают. Также помощник должен вовремя переключить нужный регистр.

"Когда хорошо знаешь произведение, и ноты падают, то подхватишь, и никто не заметит даже то, что музыкант внутри схватил мини-инфаркт", – шутит собеседница.

А нестыковку в регистровке, по ее мнению, заметит только профессионал, поскольку обычный слушатель не поймет, как должно быть изначально, и решит, что так и задумано.

Органные концерты никогда не бывают пустыми

Собеседница отметила, что органная музыка в Беларуси не является каким-то забытым и непопулярным искусством – залы наполняются всегда.

"И это не только пожилые люди, я вижу много молодежи, часто парочки. Делаю вывод, что они пришли на концерт целенаправленно: парень пригласил девушку на культурное мероприятие", – уточнила музыкант.

Фото предоставлено героиней публикации
Она обратила внимание и на то, что спросом на высокое искусство пользуются различные фестивали духовной музыки.

Самым необычным местом в Беларуси, где приходилось выступать, Варвара называет Кафедральный собор в Пинске. В столице она больше всего любит зал "Верхний город": органная музыка органично вписывается в исторический центр Минска. А за рубежом наиболее запоминающимся стало выступление на уникальном старинном инструменте в немецком городе Любек.

В поисках гармонии

Варвара отметила, что теоретически на органе можно сыграть что угодно – у него богатый тембровый диапазон. Но, как и любой творческий человек, она периодически оказывается перед дилеммой: исполнять музыку для души, которая может быть не так востребована у слушателя, или ту, что увеличит аудиторию.

"Эстетская классическая программа, конечно, соберет меньше слушателей, чем, например, музыка Ханса Циммера. Но, чтобы привлечь молодежь, можно подготовить концерт с известными мотивами из "Интерстеллара" и "Игры престолов", – заметила органистка.

Однако Варвара подчеркнула, что ей это не очень интересно, поскольку популярная музыка не позволяет вырасти как исполнителю. Настоящим вызовом может быть только классика, особенно та, которую на органе еще никто не играл.

В поисках компромисса собеседница все же готова уделять внимание и тому, и другому, но всему свое место и время. Например, сейчас с камерным хором Республики Беларусь органистка готовит программу "Музыка кино", где, в том числе, будет Циммер. Оценить ее можно 19 апреля в Гродно – концерт пройдет в лютеранской церкви.

В июле (дата пока не определена) Варвара выступит в брестском кафедральном костеле с солисткой местной филармонии Людмилой Карпук. А на август-сентябрь запланирована классическая программа в "Верхнем городе". Кстати, следить за афишей органной музыки можно на тематической странице в Instagram.

"Халтура" ради мечты

Варвара стремится максимально расширить границы своих возможностей и расти в исполнительском мастерстве вместе с публикой: чаще делать концерты, на которых можно было бы играть более сложные произведения, чем "Адажио" Альбинони или "Аве Мария" Каччини, чтобы показать весь спектр красивой музыки, которая находится в тени.

Фото предоставлено героиней публикации
А личная мечта связана с желанием иметь электронный орган дома, чтобы заниматься всегда, когда появляется вдохновение, а не искать возможность по всему городу. Однако новый инструмент стоит около пяти тысяч долларов, поэтому нашей героине приходится "халтурить" на развлекательных мероприятиях с кавербэндами, заменяя орган на фортепиано или синтезатор.

Впрочем, Варвара не отказывает себе в удовольствии сыграть и во имя искусства. Бывают проекты, когда собирается много публики, и организаторы сразу говорят, что возможности заплатить у них нет. Но эксклюзивное произведение (ноты), уникальный инструмент или команда, которая это устраивает, не оставляет шансов на выбор в пользу творчества и красивой музыки.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки