Мастер из Минска днями клеит корпуса дронов, а вечерами создает народные музыкальные инструменты. Прошлое и будущее рядом – карбоновые заготовки, лиры и дуды. Tochka.by заглянула в мастерскую.
Дуть
Сергей Чубрик отучился в БГПУ на педагога-художника. Ходил по музеям – смотрел картинки, держал в руках старинные музыкальные инструменты. Много полезного контента мастер почерпнул в фондах Национального исторического музея.
Дуда – та же самая волынка. Надувается мешок из коровьей кожи. Пальцами закрываем отверстия на жалейке. Бурдон выдает бас.
Пищик – самая важная деталь в дуде. Вибрирует и дает стабильный звук. Сделал его из карбона. У наших предков таких технологий не было – вырезали пищик из тростника, который быстро портился", – рассказывает мастер.
Каждая дуда – одна такая, неповторимая. Мастер воском заливает уникальный узор.
В самом начале Сергей очень уж углубился в процесс – начинал с самой заготовки древесины. Быстро понял – куда проще купить сразу высушенное дерево. Дуда рождается из ясеня, колесная лира – из клена.
Работает по дереву Сергей Чубрик с детства. А вот музыкальную школу обошел стороной. Учился играть сам. Дуда подойдет не под любую композицию. Нюанс вот в чем. От тоники проскакивает интервал – нота ми. Зато оригинальное звучание.
Колесо лирики
Две лиры на столе. Та, что для музыкальной школы – попроще. Изысканную не заказывали.
Самое сложное творение – колесная лира для рок-группы. Делал ее мастер целый год. Черная фактурная, с головой птицы.
Тангенты вращаются, регулируется мензура, есть каподастр.
Басовые струны – от теннисной ракетки. Основные – от виолончели и альта. На фоне звенят симпатические струны, что заводятся от общих вибраций. И есть электронная начинка, чтобы подключаться к концертной аппаратуре.
Тангенты и ручку Сергей Чубрик вырезал лазером, клавиши пилил на станке с ЧПУ. Новые технологи и здесь к месту.
Крутим ручку. Пошла музыка. Скидывать струны – на это время требуется. Поэтому лиры играли фоном под стихи бродячих артистов.
Грустно на душе – лиру бери. Веселиться и танцевать – под дуду. Дудар – был желанным гостем на любом празднике – и тамада, и диджей. И уж точно никакая свадьба без дуды.
Быть лучше
Сергей Чубрик еще делает цимбалы – народные. Они легче, чем академические. За спину забросил, как гитару, и в поход.
У народных цимбал звук мощнее, но размытый: звенит и гремит. Лишние звуки по традиции – только в плюс. Это вполне себе гранжевый подход – Курт Кобейн одобрил бы.
Дуда стоит 500 долларов, а лира – где-то 1 000. Музыкальные инструменты – не основной заработок мастера. Столько заказов нет, чтобы с них жить.
За 10 лет Сергей Чубрик создал под сотню народных инструментов. Заказчики – фанаты фолк-музыки, рок-группы, что еще остались, и очень редко музыкальные школы. Инструменты на полках не пылятся – играют и радуют людей своим особенным звучанием.
Мастер постоянно доводит свое искусство до идеала – предел совершенства почти нащупан.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber