Звуки предков: мастер из Минска создает старинные лиры и дуды

 Илья Красовский
За годы усердной работы народный умелец явил на свет под сотню изумительных музыкальных инструментов.
Звуки предков: мастер из Минска создает старинные лиры и дуды
Фото: Павел Русак / Tochka.by

Мастер из Минска днями клеит корпуса дронов, а вечерами создает народные музыкальные инструменты. Прошлое и будущее рядом – карбоновые заготовки, лиры и дуды. Tochka.by заглянула в мастерскую.

Дуть

Сергей Чубрик отучился в БГПУ на педагога-художника. Ходил по музеям – смотрел картинки, держал в руках старинные музыкальные инструменты. Много полезного контента мастер почерпнул в фондах Национального исторического музея.

Дуда – та же самая волынка. Надувается мешок из коровьей кожи. Пальцами закрываем отверстия на жалейке. Бурдон выдает бас.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Пищик – самая важная деталь в дуде. Вибрирует и дает стабильный звук. Сделал его из карбона. У наших предков таких технологий не было – вырезали пищик из тростника, который быстро портился", – рассказывает мастер.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Каждая дуда – одна такая, неповторимая. Мастер воском заливает уникальный узор.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
В самом начале Сергей очень уж углубился в процесс – начинал с самой заготовки древесины. Быстро понял – куда проще купить сразу высушенное дерево. Дуда рождается из ясеня, колесная лира – из клена.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Работает по дереву Сергей Чубрик с детства. А вот музыкальную школу обошел стороной. Учился играть сам. Дуда подойдет не под любую композицию. Нюанс вот в чем. От тоники проскакивает интервал – нота ми. Зато оригинальное звучание.

Колесо лирики

Две лиры на столе. Та, что для музыкальной школы – попроще. Изысканную не заказывали.

Самое сложное творение – колесная лира для рок-группы. Делал ее мастер целый год. Черная фактурная, с головой птицы.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Тангенты вращаются, регулируется мензура, есть каподастр.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Басовые струны – от теннисной ракетки. Основные – от виолончели и альта. На фоне звенят симпатические струны, что заводятся от общих вибраций. И есть электронная начинка, чтобы подключаться к концертной аппаратуре.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Тангенты и ручку Сергей Чубрик вырезал лазером, клавиши пилил на станке с ЧПУ. Новые технологи и здесь к месту.

Крутим ручку. Пошла музыка. Скидывать струны – на это время требуется. Поэтому лиры играли фоном под стихи бродячих артистов.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Грустно на душе – лиру бери. Веселиться и танцевать – под дуду. Дудар – был желанным гостем на любом празднике – и тамада, и диджей. И уж точно никакая свадьба без дуды.

Быть лучше

Сергей Чубрик еще делает цимбалы – народные. Они легче, чем академические. За спину забросил, как гитару, и в поход.

У народных цимбал звук мощнее, но размытый: звенит и гремит. Лишние звуки по традиции – только в плюс. Это вполне себе гранжевый подход – Курт Кобейн одобрил бы.

Дуда стоит 500 долларов, а лира – где-то 1 000. Музыкальные инструменты – не основной заработок мастера. Столько заказов нет, чтобы с них жить.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
За 10 лет Сергей Чубрик создал под сотню народных инструментов. Заказчики – фанаты фолк-музыки, рок-группы, что еще остались, и очень редко музыкальные школы. Инструменты на полках не пылятся – играют и радуют людей своим особенным звучанием.

Мастер постоянно доводит свое искусство до идеала – предел совершенства почти нащупан.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки