Что даст Иран Беларуси, а Беларусь – Ирану?

Олег Шепелюк
Александр Лукашенко улетает в Иран, который находится под санкциями более 40 лет. Беларусь – куда меньше и активно перенимает опыт, как их преодолевать. Судя по развитию ситуации, эта страна может стать одним из важных экономических партнеров Беларуси.
Что даст Иран Беларуси, а Беларусь – Ирану?
Фото: Zuma\TASS

Александр Лукашенко 12-13 марта совершит официальный визит в Иран и проведет переговоры с высшими должностными лицами исламской республики.

Как сообщила пресс-служба главы государства, он отправится в Тегеран впервые за 16,5 лет, и главной темой переговоров станет "развитие взаимодействия по всему спектру двусторонних отношений с акцентом на торгово-экономическое сотрудничество".

Tochka.by решила вспомнить, как развивались отношения двух стран, проанализировала их динамику и прикинула, какие проекты могут получить развитие.

О миллиарде – забыли

О визите лидеры двух стран договорились во время встречи на полях саммита ШОС в Самарканде 16 сентября 2022 года. А 21 февраля 2023 года в Минске Александр Лукашенко встречался с послом Ирана, оценив уровень взаимодействия двух стран как нормальный.

При этом Лукашенко заявил, что хотелось бы видеть его "более объемным". "Нам надо переходить от простой торговли к кооперации. Надо в Иране и в Беларуси создавать совместные производства", – цитировала его слова пресс-служба.

Как же развивались экономические взаимоотношения? Впервые они получили сильный толчок в 2005-2007 годах, когда руководители государств обменялись официальными визитами.

В 2006-м Лукашенко в Тегеране заявил, что страны "достаточно далеко продвинулись в сотрудничестве в сфере политики".

"У нас отлично работают дипломаты, у нас единая точка зрения по вопросам мироустройства. Но любая политика нуждается в мощной подпитке в виде торгово-экономических отношений", – сказал он.

Тогда же Лукашенко назвал достигнутые договоренности "колоссальными", а экономики двух стран – "взаимодополняемыми".

"Только в результате этого визита мы заключили с иранской стороной соглашений и контрактов на сумму примерно в 350 млн долларов. 1 млрд долларов – это тот уровень взаимного товарооборота, на который мы можем и обязаны выйти, и мы выйдем", – заявил он.

Спустя 16,5 лет можно констатировать, что ожидания оказались сильно преувеличены. Вот статистика:

Инфографика: посольство Беларуси в Иране
Три последних года товарооборот составлял 24,7 (2020-й) 33,3 (2021-й) и 101 млн долларов (2022 год).

Благотворное (и не только) влияние санкций

Если всплеск 2017-го стал отражением отмены Вашингтоном ряда санкций, то прошлогодний взлет – итог санкций, наложенных уже на Беларусь. В результате белорусский экспорт в Иран увеличился почти в шесть раз – с 14 млн долларов в 2021-м до 81,3 млн в 2022-м.

Что же поставляет Беларусь в одну из немногих оставшихся теократий на планете?

Нетрудно догадаться, что основа нашего экспорта – калийные удобрения. Важными статьями также являются "специфические товары", "лесоматериалы", "подшипники" и "синтетические нити".

Из Ирана же импортировались в минувшем году в основном продукты: орехи и сухофрукты, свежие фрукты, сливочное масло, овощи, салат латук, а также консервы, медицинские приборы и лекарства.

Но так было не всегда: за 15 последних лет страны, сблизившиеся по политическим мотивам, не раз пробовали сотрудничать, запуская различные масштабные проекты.

К примеру, в 2007 году "Белоруснефть" и Национальная иранская нефтяная компания подписали соглашение (на 500 млн долларов) по разработке месторождения Джуфейр. В 2010-м начались практические работы, но уже в 2011-м "Белоруснефть" объявила о разрыве отношений и выходе из проекта.

После того, как между сторонами возникли разногласия, и США ввели санкции в отношении "Белоруснефти" за сотрудничество с Ираном.

Не выстрелил и другой проект, уже в Беларуси: совместное производство автомобилей. Договор с крупнейшим иранским автопроизводителем Iran Khodro подписали еще в 2007-м. Планировалось, что в Обчаке под Минском будут ежегодно производить по 25 тысяч автомашин Samand.

Фото: Виктор Толочко / ТАСС

Но в 2012 году проект закрылся, показав смехотворный результат. Как заявил тогдашний первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, за пять лет работы только около тысячи автомобилей было произведено и продано.

"И то под моим нажимом – в МВД, еще куда-то, в госструктуры. Потому что не покупают. И цена слишком высокая для такого класса автомобилей, и модель устаревшая", – заявил чиновник.

Но не все проекты финишировали таким образом: иранская компания Kayson построила логистический центр "Прилесье" у МКАД-2. Но второй свой проект, куда более амбициозный, так и не завершила. Речь о "Магните Минска".

Немецкая компания взялась за проектирование еще в 2006 году, сама стройка стартовала-таки в 2009-м, но шикарный многофункциональный центр не появился ни к чемпионату мира по хоккею 2014 года (как обещали изначально), ни к Европейским играм 2019-го. Виной тому – санкции.

В итоге сильно упрощенный в ходе стройки проект власти решили достроить своими силами. И перепрофилировать – теперь в боковых частях здания разместятся арендные квартиры. Для кого – не говорят.

БелАЗ и калий – всему голова?

Вспомнив, как развивалось экономическое сотрудничество Беларуси и Ирана, стоит выяснить – широки ли его горизонты?

Как писала пресс-служба Александра Лукашенко в сентябре, в Самарканде он призвал интенсифицировать отношения.

"Для этого наши специалисты, министры, министерства иностранных дел должны провести ревизию тех вопросов, по которым мы пытались когда-то договориться, по которым мы работаем. Отбросить то, что уже устарело. И оставить вопросы перспективного характера, по которым мы будем двигать наши отношения", – заявлял он.

Что же это за проекты такие? И удастся ли довести взаимный товарооборот до миллиарда долларов? Ведь об этой цели вспомнили в 2018-м, после того как США ослабили санкции против Ирана.

Как сказано в сообщении пресс-службы Лукашенко, в марте в Тегеране пройдет не только встреча президентов (в узком и расширенном составах с участием членов делегаций), на которой стороны обсудят реализацию проектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта и логистики.

Лукашенко также проведет встречи с первым вице-президентом Мохаммадом Мохбером, председателем Собрания исламского совета Мохаммадом-Багером Галибафом и верховным лидером Ирана Али Хаменеи.

Итогом визита станут "ряд международных документов по развитию отношений в сферах взаимного интереса". Одним из центральных событий визита станет подписание комплексной дорожной карты всестороннего сотрудничества между Беларусью и Ираном.

О конкретных проектах пока не говорится, но стоит упомянуть, что посол Ирана в феврале говорил о производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, сборочных производствах техники, сотрудничестве в АПК. Но главным были названы поставки БелАЗов.

Фото: TATYANA ZENKOVICH / EPA / TASS

"Самая главная для нас продукция из Беларуси – тяжелая техника и техника для горнодобывающей промышленности. Пассажирские автобусы, тракторы и другое – все это представляет интерес для Ирана", – сказал Саид Яри.

Также "очень перспективны для иранского рынка" калийные удобрения, договор об их поставке уже заключен.

"К этой же группе относятся химические искусственные волокна и пиломатериалы из Беларуси – они высокого качества и конкурентоспособны, продукция бумажных производств", – добавил дипломат.

БелАЗу, который из-за санкций Запада лишился допуска к 1500 узлам и агрегатам, будет непросто выполнить условия договора с Национальной компанией по производству меди (NICICO), подписанного в июле 2022 года в ходе визита министра промышленности Ирана Сейеда Резы Фатеми Амина в Минск.

Согласно ему БелАЗ и иранский производитель горнодобывающей техники HEPCO должны совместно (на территории Ирана) в течение ближайших трех лет изготовить 500 большегрузных самосвалов грузоподъемностью 136 и 240 тонн.

Мало того – Минпром сообщал о том, что речь может идти о прямой покупке около 800 карьерных самосвалов БелАЗ.

Отметим, что белорусские машины-великаны давно и успешно работают в Иране: еще в 2008-2009 годах БелАЗ поставил в Иран 35 самосвалов (20 – грузоподъемностью 30-55 тонн и 15 – грузоподъемностью 135 тонн) на сумму в 15 млн долларов.

Теперь речь идет о куда более мощной технике, которая (по словам иранского министра) позволит резко – на 40% – нарастить объем добычи различных ископаемых.

Автомобили, продукты, туризм, перевозки и финансы

Только поставками калия и БелАЗов страны не ограничатся: уже проведены переговоры о возобновлении сборки иранских автомобилей в Обчаке. Какие модели будут выпускаться, еще не определено, но завод может выпускать их тысячами, даже десятками тысяч.

Фото: AREF TAHERKENAREH / EPA / TASS

Правда, эксперты говорят о том, что такое количество наш рынок не переварит.

Речь также идет о поставках авто в Беларусь, а также о том, что в Иран поедет белорусская растениеводческая, мясная и молочная продукция, а также комбикорма и премиксы для животных.

А оттуда – овощи, фрукты, рыба и морепродукты.

Еще одна область, интересная обеим странам, – перевозки. Готовится к подписанию соглашение о безразрешительном порядке осуществления международных автомобильных перевозок грузов между странами.

Есть планы по развитию перевозок через транспортный коридор "Север-Юг" не только между Беларусью, Ираном и рядом стран Персидского залива, но также Индией и Пакистаном. Кроме того, будет открыто прямое авиасообщение между Тегераном и Минском.

Фото: ABEDIN TAHERKENAREH / EPA / TASS

Это даст возможность организовать стыковочные рейсы и резко увеличит перспективы для туризма. Ведь Иран – это страна, в которой масса интересных мест (даже горнолыжные курорты).

Интересен Минску и выход к иранским портам и железным дорогам. Также обсуждается открытие в Иране экспортных терминалов для двухсторонних поставок товаров.

В связи с наращиванием взаимного товарооборота есть перспективы и в финансовой сфере: Нацбанк Беларуси 28 сентября вернул банку "Торговый капитал", главным акционером которого является иранский банк "Теджарат", лицензию на привлечение вкладов.

"ТК Банк" лишился ее 10 лет назад, после введения американских санкций. Причина возобновления не называется. Но наверняка через этот банк станут проходить куда более солидные суммы (пока он занимает последние места в банковских рейтингах).

Ведь не работа с физлицами была (и есть) его главной заботой: основным направлением деятельности "ТК банка" было развитие внешнеэкономических связей Беларуси и Ирана и организация системы торгового финансирования и взаиморасчетов между субъектами двух стран.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки