Есть (почти) такая партия: что изменится после трансформации "Белой Руси"

Дмитрий Растаев
18 марта в Минске пройдет учредительный съезд новой партии "Белая Русь", создание которой в начале февраля инициировало одноименное общественное объединение. Tochka.by вспоминает, что этому предшествовало, и пытается понять, к чему это приведет.
Есть (почти) такая партия: что изменится после трансформации "Белой Руси"
Фото: 1br.by

Идея трансформировать "Белую Русь" в партию стара, если не как мир, то как история самой "Белой Руси" точно. Первые разговоры об этом начались еще в октябре 2011-го, через четыре года после создания республиканского общественного объединения в 2007-м.

То было неспокойное время. На излете 2010 года в столице прошла масштабная акция протеста. С весны 2011-го активисты подзабытой сейчас "Революции через социальные сети" выступали уже по всей стране. Власть была не на шутку встревожена и задумалась о методах укрепления своих позиций. Создание "партии власти" представлялось одним из них. Однако к концу года протесты сошли на нет, и идея была задвинута в долгий ящик.

Фото: 1br.by
Через несколько лет о партийном строительстве заговорили снова, но уже по другой причине. То был период турбулентности на восточном направлении, нефтегазовые разборки с Россией усугубились геополитическими амбициями последней, поэтому официальный Минск решил "отремонтировать второе крыло" – улучшить отношения с Западом. Чиновники разных уровней заговорили о возможной реформе избирательного законодательства, когда на смену мажоритарной системе пришла бы смешанная, мажоритарно-пропорциональная, повышающая роль партий в политической жизни страны. Власти считали, что парламент, сформированный по такой системе, в глазах еврочиновников будет выглядеть более презентабельным. Партия власти в такой конфигурации могла бы сыграть важную роль, однако реформа проведена не была, и инициатива партстроительства снова затухла.

С третьей попытки

Третья волна ее поднялась после масштабных протестов 2020 года. Но в отличие от 2011-го импульсом к тому стал уже не вопрос цементирования текущих трещин – с этим правдами и неправдами справлялись силовые структуры – а мысли о будущем.

Фото: 1br.by
Власть, похоже, таки поняла, что в мире ничто не вечно. И что когда в стране все заточено под одного человека, в случае его ухода страну могут ждать серьезные потрясения. Как и Всебелорусское народное собрание, получившее благодаря референдуму-2022 ряд властных полномочий, партия власти должна сыграть роль эдакой институциональной лонжи, страховочного инструмента на случай какого-либо системного форс-мажора.

Широкой дорогой и без "попутчиков"

До сих пор особенностью белорусского политического устройства была низкая роль партий в жизни страны. На сегодняшний день их зарегистрировано аж 15, но большинство из них почти неизвестны широкой публике. В 2019 году, на выборах в Палаты представителей 7-го созыва, депутатские мандаты получил лишь 21 представитель пяти партий, наиболее лояльных действующей власти.

Памятуя о нюансах отечественного избирательного процесса, можно предположить, что в следующем парламенте представительство новообразованной партии власти окажется более чем щедрым. А в Овальном зале вновь, как в середине 1990-х, появятся фракции – со своими лидерами и спикерами. "Белая Русь" займет политический центр и будет рассчитывать на большинство в депутатском корпусе. Остальные, видимо, сформируют правое и левое крылья, но конфигурацию пока просчитать сложно. Зато можно рассчитывать на какое-никакое оживление политической жизни.

Единый день голосования назначен на последнее воскресенье февраля 2024 года. Вместе с парламентом будут избираться и местные советы. Там с политической жизнью никогда не было весело. Зато теперь поиск кандидатов в потенциальные депутаты может перейти от местных властей к партийной верхушке. Это хоть как-то оживит скучнейший процесс.

В конце апреля 2024 года должно быть созвано и Всебелорусское народное собрание – по тем правилам, которые указаны в нормах обновленной Конституции. Из 1200 членов ВНС значительную часть составят как раз таки представители парламента и местных советов. А значит "Белая Русь" в случае успеха на выборах будет иметь там большое влияние.

Фото: 1br.by
Создание "Белой Руси" идет на фоне большой перекройки всего легального политического пространства. Принят новый закон о партиях, ужесточивший условия их создания и функционирования.

Еще в декабре прошлого 2022 года Александр Лукашенко выразил уверенность, что после внесения таких поправок политическое поле страны ждет очистка от "случайных попутчиков". Чуть позже, в эфире телеканала ОНТ, министр юстиции Сергей Хоменко предположил, что количество партий в стране может сократиться до трех-четырех.

По новому закону, численность партии не должна быть менее 5 тысяч человек. Учитывая, что членство в некоторых партиях сегодня перестало быть томным, многие из них и правда могут быть лишены регистрации.

Фото: 1br.by
Партия власти же определенно будет отличаться массовостью. Сегодня "Белая Русь" заявляет, что у нее 200 тысяч членов и 8,5 тысяч первичных организаций. Не исключено, что после регистрации партии будет поставлена задача наращивания ее численности. Сделать это будет несложно – вряд ли у белорусов, работающих по контрактам на госпредприятиях или в бюджетной сфере, найдутся силы сопротивляться партийному призыву. Хотя для кого-то членство в партии власти может оказаться даже привлекательным – если выяснится, что оно приносит некие бонусы, как это было в советскую бытность.

Назад в СССР?

Учитывая исторический контекст, в котором создается новая партия, говорить о ее политической самостоятельности можно лишь скрестив пальцы в кармане.

Фото: 1br.by
Кто-то вспомнит про ту же КПСС – мол, а она-то вон какой самостоятельной и сильной была – но это не вполне корректное сравнение: КПСС, в отличие от "Белой Руси", была не партией власти, а самой властью, костяком тоталитарной конфигурации. В СССР все было завязано не на конкретного человека, а на совокупность идей и принципов, лежащих в основе административно-командной системы. Смена вождя в тоталитарной модели не приводит ее к автоматическому крушению (если только сам он не приложит к этому руку).

Фото: 1br.by
Зато трудно назвать страну с персоналистской моделью правления, где партия власти была бы сильным и независимым от верховной власти игроком. А в случае транзита выступала бы еще и гарантом спокойных перемен. Но эта же партия власти может стать и проводником демократических преобразований – если запрос на них в обществе будет достаточно четко выражен. Тем более, что сама "Белая Русь" в преамбуле к своей программе пишет, что намерена объединить людей, "способных и готовых строить и развивать социальное, правовое и демократическое государство". За все хорошее и против всего плохого, как и принято у политиков.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки