Большая часть затрат на экспорт белорусских грузов через Россию – это оплата перевозки по железной дороге. Как рассказал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, она составляет около 60%.
"Это основная часть затрат. Плюс перевалка в порту: где-то нам предлагают по 6 долларов за тонну, где-то по 20 долларов, понятно, что мы везем туда, где дешевле", – рассказал чиновник в телеинтервью.
Мурманск – только в планах
По его словам, сегодня для перевалки белорусских грузов задействовано 19 портов.
"Это и коридор "Север-Юг", в сторону Астрахани, и порты Санкт-Петербурга, Черного и Азовского морей. Кроме всего прочего мы перевозим грузы и по сухопутному маршруту в сторону Китая", – отметил Ляхнович.
Как заявил чиновник, в первом полугодии объем белорусских грузов, идущих через российские порты, составил 6 млн тонн и порядка 1,5 млн тонн – по суше в Китай.
"С учетом того, что ближе всего к нам порты Санкт-Петербурга, больше всего грузов идет через них. Они превалируют как по объемам, так и по тарифам: очень короткое железнодорожное расстояние, плюс по отдельным видам грузов мы получили скидку на Балтику, поэтому она сегодня вне конкуренции", – рассказал замминистра.
По его словам, рассматривается также северное направление – порты Мурманска. Этот вопрос будет отрабатываться с российскими коллегами.
Насколько туманны заполярные перспективы?
Главные экспортные белорусские товары – это калийные удобрения и нефтепродукты. Чтобы их экспортировать, желательно иметь удобный выход к морю.
Когда Литва с 1 февраля 2022 года отрезала для белорусских калийных удобрений транзит, а менее чем через месяц отпал и украинский вариант, стало понятно, что единственным вариантом остался российский.
Разговоры о том, что Беларусь построит свой порт в России, начались сразу после этого. Тогда же Александр Лукашенко в интервью заявил, что Беларусь строит в России свой терминал для перевалки калия и намерена завершить его в кратчайшие сроки.
Он рассказал, что российская сторона предоставила площадку, на которой сейчас реализуется проект по созданию дополнительной инфраструктуры, и уточнил, что проект реализуется за счет частных инвестиций из Беларуси.
"Сейчас надо очень сильно активизироваться, чтобы мы с колес начали грузить этот хлоркалий хотя бы через год", – сказал Александр Лукашенко.
В ответ на это в правительстве Ленинградской области заявили, что "белорусская сторона в 2022 году не обращалась с инициативой по строительству портовых мощностей".
Прошло почти полтора года, и выяснилось, что своего порта у Беларуси в РФ нет. И неизвестно, когда появится. При этом поток белорусских грузов через территорию России вырос почти в четыре раза, а "Бронка" поменяла хозяина. И стал им не предприниматель, связанный с Беларусью, не белорусская госкомпания, а другая российская фирма.
Пока далеки от реализации и меморандумов планы строительства порта на Кольском полуострове. Хотя еще в марте министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко заявил, что Беларусь собирается построить свой терминал или порт в Мурманской области.
Причина в том, что транспортное плечо резко увеличивается: если от Солигорска до Клайпеды 612 км, то при отгрузке в порту Мурманска придется гонять составы на 2255 км – почти в четыре раза дальше.
"Основополагающее – быстрая окупаемость. Если мы будем видеть, что стоимость перевалки нас устраивает через какой-то терминал или регион, плюс проект быстро окупаемый, в течении 5–7 лет, конечно, игра стоит свеч", – определил условия строительства порта/терминала в России чиновник.
Затраты удалось заметно уменьшить
Ранее первый зампредседателя Совмина Николай Снопков отметил, что после введения санкций логистика резко подорожала.
"От двух до пяти раз – то, что касается перевалки. Соответственно то, что касается увеличенного железнодорожного пути, – это тоже примерно в 2–2,5 раза", – рассказал чиновник.
Но сейчас, говоря о затратах на российскую логистику, Алексей Ляхнович отметил, что их удалось существенно снизить.
"В зависимости от направления размер скидок составляет от 10 до 40%. В том числе мы получили скидку на отгрузку в Большом порту Санкт-Петербурга. Самые большие скидки – в порту Астрахани и на сухопутный маршрут "Север-Юг в сторону Каспийского моря", – рассказал чиновник Минтранса.
Он также заявил о том, что сейчас основные направления белорусского экспорта – Латинская Америка, Африка и Индия.
Отметил Ляхович и то, что остается большой проблемой загрузка в обратном направлении. Если из Китая контейнерные поезда в Европу идут заполненными, то из регионов РФ сделать это сложнее.
Вопрос логистики – ключевой
Первый зампредседателя Совмина Николай Снопков пояснил, что есть два варианта отгрузки калия в портах: есть стабильная стоимость перевалки, судя по всему, по заключенным долговременным контрактам, а есть "изменяющиеся точки, которые конкурируют друг с другом, чтобы получить наш товар".
"Для того, чтобы эффективно реализовывать удобрения и обеспечивать прибыльность "Беларуськалия" и, соответственно, платежи в бюджет, нам надо оптимально эффективная логистика. У нас есть товар, востребованный в мире. И мы будем везти его туда, где будем видеть минимальную цену", – сказал Снопков.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber