Стало известно, сколько стоит транзит белорусских грузов через Россию

Олег Шепелюк
Когда санкции "закрыли" для белорусских товаров порты на Балтике и отпал украинский маршрут, экспортный поток устремился в восточном направлении. Но по более длинным и дорогим путям.
Стало известно, сколько стоит транзит белорусских грузов через Россию
Фото: Shunya Koide / Unsplash.com

Большая часть затрат на экспорт белорусских грузов через Россию – это оплата перевозки по железной дороге. Как рассказал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, она составляет около 60%.

"Это основная часть затрат. Плюс перевалка в порту: где-то нам предлагают по 6 долларов за тонну, где-то по 20 долларов, понятно, что мы везем туда, где дешевле", – рассказал чиновник в телеинтервью.

Мурманск – только в планах

По его словам, сегодня для перевалки белорусских грузов задействовано 19 портов.

"Это и коридор "Север-Юг", в сторону Астрахани, и порты Санкт-Петербурга, Черного и Азовского морей. Кроме всего прочего мы перевозим грузы и по сухопутному маршруту в сторону Китая", – отметил Ляхнович.

Как заявил чиновник, в первом полугодии объем белорусских грузов, идущих через российские порты, составил 6 млн тонн и порядка 1,5 млн тонн – по суше в Китай.

"С учетом того, что ближе всего к нам порты Санкт-Петербурга, больше всего грузов идет через них. Они превалируют как по объемам, так и по тарифам: очень короткое железнодорожное расстояние, плюс по отдельным видам грузов мы получили скидку на Балтику, поэтому она сегодня вне конкуренции", – рассказал замминистра.

По его словам, рассматривается также северное направление – порты Мурманска. Этот вопрос будет отрабатываться с российскими коллегами.

Насколько туманны заполярные перспективы?

Главные экспортные белорусские товары – это калийные удобрения и нефтепродукты. Чтобы их экспортировать, желательно иметь удобный выход к морю.

Когда Литва с 1 февраля 2022 года отрезала для белорусских калийных удобрений транзит, а менее чем через месяц отпал и украинский вариант, стало понятно, что единственным вариантом остался российский.

Разговоры о том, что Беларусь построит свой порт в России, начались сразу после этого. Тогда же Александр Лукашенко в интервью заявил, что Беларусь строит в России свой терминал для перевалки калия и намерена завершить его в кратчайшие сроки.

Он рассказал, что российская сторона предоставила площадку, на которой сейчас реализуется проект по созданию дополнительной инфраструктуры, и уточнил, что проект реализуется за счет частных инвестиций из Беларуси.

"Сейчас надо очень сильно активизироваться, чтобы мы с колес начали грузить этот хлоркалий хотя бы через год", – сказал Александр Лукашенко.

В ответ на это в правительстве Ленинградской области заявили, что "белорусская сторона в 2022 году не обращалась с инициативой по строительству портовых мощностей".

Прошло почти полтора года, и выяснилось, что своего порта у Беларуси в РФ нет. И неизвестно, когда появится. При этом поток белорусских грузов через территорию России вырос почти в четыре раза, а "Бронка" поменяла хозяина. И стал им не предприниматель, связанный с Беларусью, не белорусская госкомпания, а другая российская фирма.

Пока далеки от реализации и меморандумов планы строительства порта на Кольском полуострове. Хотя еще в марте министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко заявил, что Беларусь собирается построить свой терминал или порт в Мурманской области.

Причина в том, что транспортное плечо резко увеличивается: если от Солигорска до Клайпеды 612 км, то при отгрузке в порту Мурманска придется гонять составы на 2255 км – почти в четыре раза дальше.

"Основополагающее – быстрая окупаемость. Если мы будем видеть, что стоимость перевалки нас устраивает через какой-то терминал или регион, плюс проект быстро окупаемый, в течении 5–7 лет, конечно, игра стоит свеч", – определил условия строительства порта/терминала в России чиновник.

Затраты удалось заметно уменьшить

Ранее первый зампредседателя Совмина Николай Снопков отметил, что после введения санкций логистика резко подорожала.

"От двух до пяти раз – то, что касается перевалки. Соответственно то, что касается увеличенного железнодорожного пути, – это тоже примерно в 2–2,5 раза", – рассказал чиновник.

Но сейчас, говоря о затратах на российскую логистику, Алексей Ляхнович отметил, что их удалось существенно снизить.

"В зависимости от направления размер скидок составляет от 10 до 40%. В том числе мы получили скидку на отгрузку в Большом порту Санкт-Петербурга. Самые большие скидки – в порту Астрахани и на сухопутный маршрут "Север-Юг в сторону Каспийского моря", – рассказал чиновник Минтранса.

Он также заявил о том, что сейчас основные направления белорусского экспорта – Латинская Америка, Африка и Индия.

Отметил Ляхович и то, что остается большой проблемой загрузка в обратном направлении. Если из Китая контейнерные поезда в Европу идут заполненными, то из регионов РФ сделать это сложнее.

Вопрос логистики – ключевой

Первый зампредседателя Совмина Николай Снопков пояснил, что есть два варианта отгрузки калия в портах: есть стабильная стоимость перевалки, судя по всему, по заключенным долговременным контрактам, а есть "изменяющиеся точки, которые конкурируют друг с другом, чтобы получить наш товар".

"Для того, чтобы эффективно реализовывать удобрения и обеспечивать прибыльность "Беларуськалия" и, соответственно, платежи в бюджет, нам надо оптимально эффективная логистика. У нас есть товар, востребованный в мире. И мы будем везти его туда, где будем видеть минимальную цену", – сказал Снопков.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки