Через тернии к детям: почему тренер по сноуборду работает, не глядя на зарплату

Николай Михновец
Поговорили с детским тренером по сноуборду о приходе в спорт и профессию. Больших денег это не приносит, но позволяет получать удовольствие и идти к мечте об открытии своего дела.
Через тернии к детям: почему тренер по сноуборду работает, не глядя на зарплату
Фото предоставлено героиней материала

Наша героиня стояла у истоков становления сноуборда в Беларуси как вида спорта. Но в силу разных причин импульс к развитию и росту не привел. Тем не менее, сегодня собеседница восполняет пробелы уже в качестве детского наставника, хотя когда-то, как полагается, обещала себе, что никогда не будет тренировать.

Но огонь в глазах малышей и энтузиазм родителей заставил пересмотреть свое отношение к тренерскому делу, тем более, что оно позволило вернуться в любимый спорт. К тому же это помогает психологически преодолевать неурядицы в личной жизни и формирует желание реализовать мечту – открыть свой клуб.

Спортивное прошлое и воля случая

Елизавета с детства занималась синхронным плаванием и даже представляла юношескую и юниорскую сборные Беларуси, училась в Республиканском училище олимпийского резерва и грезила об Олимпиаде.

В восьмом классе врачи диагностировали остеохондроз, вопрос о продолжении спортивной карьеры повис в воздухе. "У меня уже началась паника, я не могла жить без спорта и стала думать, в какой вид смогу уйти", – вспоминает собеседница.

Она рассказала, как случайно в соцсетях наткнулась на тренера по сноуборду Дениса Кунакова. Через какое-то время написала ему. Он ответил "конечно, приходи, мы как раз набираем команду, девочки нам нужны, тем более со спортивным прошлым".

Лиза признается, что сначала многое было непонятно, но необычайно интересно, поэтому много времени, чтобы влюбиться в сноуборд не потребовалось. Также она считает, что в какой-то степени ей повезло. В то время в сборную Беларуси как раз пригласили канадского специалиста Тома Хатчинсона.

Это было после Олимпиады в Ванкувере, и перед новым тренером стояла задача подготовить сборную к Играм-2014 в Сочи. Наставник ставил на женскую команду, потому что было меньше конкуренции в мире и проще трюки. Соответственно, больше возможностей быстрее чему-то научить и добиться результата.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: MilanTomazin / Shutterstock.com

Что касается диагноза докторов, то по этому поводу даже собирали врачебный консилиум, и специалисты пришли к выводу, что ситуация не настолько серьезная – можно продолжать. Какое-то время наша героиня совмещала ежедневные походы в школу и на тренировки по синхронному плаванию и сноуборду.

Определиться с выбором помог отъезд личного наставника на работу в Сингапур, без нее Лиза тренироваться не хотела, поэтому полностью сосредоточилась на зимнем виде спорта.

Ей исполнилось почти 15, когда она впервые стала на сноуборд. С приходом на тренерский мостик заокеанского специалиста последовали многомесячные зарубежные сборы в Канаде и США. Собравшуюся с нуля сборную целенаправленно готовили к Олимпиаде-2014.

Но 8 марта 2013 года Лиза получила травму на юниорском чемпионате мира – перелом поясничного позвонка. А чтобы квалифицироваться на Игры, нужно было участвовать в соревнованиях.

"Не скажу, что я точно бы попала на Олимпиаду, но такая возможность была", – уточнила бывшая спортсменка.

Ко всему добавился и уход канадского тренера. Сказалась специфика разных менталитетов: он не ужился с бюрократией и функционерами из белорусской федерации горнолыжного спорта и сноуборда.

К осени наша героиня восстановилась, но очередной сбор показал, что сработаться с белорусским тренером будет сложно. И собеседнице пришлось завязать со сноубордом. Хотя Том Хатчинсон готов был забрать перспективную спортсменку с собой – тренировать в Канаду.

При этом речь о смене гражданства не шла. Специалист, который девять лет тренировал сборную Канады, пришел с идеей развивать этот вид спорта именно в Беларуси. Его приглашали во Францию и Китай, но он хотел именно туда, где надо было строить все заново.

"Превращение" в русалку и отказ от IT

После столь увлекательного этапа жизни Лиза загорелась идеей накопить денег и уехать в горы, чтобы просто учить людей катанию на сноуборде. У нее была перспектива перебраться в США к знакомым, но не сложилось.

Впрочем, Елизавета начала реализовывать свой план и отправилась работать в Южную Корею – русалкой в аквариуме. Так делали многие бывшие синхронистки. Но там белоруска вышла замуж за учителя английского из США и родила ребенка. От идеи жить и работать в горах пришлось отказаться, о чем наша героиня не сожалеет, поскольку врачи говорили, что она не сможет иметь детей.

Около года семья, любящая путешествовать, прожила в Таиланде, а затем переехала в Беларусь. Когда декрет подходил к концу, собеседница отучилась на IT-курсах. С одними и теми же знаниями в программировании она выигрывала за счет хорошего английского. И одна компания готова была взять молодую маму на испытательный срок.

В то же время муж открыл свой бизнес в США и попросил повременить с работой. Но спустя время недомолвки в семье на фоне социальных волнений 2020 года привели к разводу. Пойти в IT Лиза не смогла уже из-за не самого лучшего эмоционального состояния. Свою лепту внесли и проблемы с жильем – в течение года белоруске пришлось сменить в Минске пять съемных квартир.

Когда же все устаканилось, позвонил бывший партнер по сборной и предложил годик поработать детским тренером. Собеседница решила, что это хорошая возможность отвлечься от повседневности и не самого лучшего расположения духа.

Большой спрос и голый энтузиазм

Испытательный год уже завершился, наша героиня вошла во вкус и подписала со СДЮШОР долгосрочный четырехлетний контракт. Лиза отмечает большой интерес со стороны родителей, хотя удовольствие не из дешевых, и детей нужно постоянно возить на горнолыжные комплексы.

Фото: devlins_snowkids / Instagram

Впрочем, для самых маленьких, по признанию тренера, хватает и основной базы – "Солнечной долины" в Курасовщине, появление которой инициировала федерация горнолыжного спорта и сноуборда.

Лиза не скрывает, что продолжает работать, по сути, на энтузиазме и это добавляет стресса, когда она понимает, что ей нравится работа, но приходится думать, где найти деньги, чтобы ни в чем себе не отказывать и не ущемлять своего ребенка.

У собеседницы до сих пор есть возможность уйти в IT, и даже в статусе новичка она будет зарабатывать гораздо больше, чем сейчас. Но она так привязалась к своим детям, что не хочет их бросать.

Фото: devlins_snowkids / Instagram

"Хочется делать из этих детей личности. Несмотря на все мое детство в спорте, я научилась правильно приседать только лет в 18, потому что тренеры с советской закалкой относились к нам как к пушечному мясу. В погоне за результатом они ломали психологически, брали за основы принципы "как хочешь, но сделай" и "выживает сильнейший". По сути, причина моей неуверенности выросла из детских комплексов, поскольку я тренировалась в среде, в которой никогда не услышишь "ты – молодец", даже если делаешь все правильно. Я хочу по-другому и, в том числе, поэтому остаюсь", – откровенничает Елизавета.

Она подчеркнула, что с финансовой точки зрения, конечно, все печально. И именно материальная сторона когда-то заставила заречься от тренерской работы: столько нервов ради копеек! Но собеседница окунулась в привычную среду и очень хочет развивать этот вид спорта. Когда-то ей казалось, что после них все пойдет только вверх, но случился застой.

"По сути, для меня это уже такая семья, и мне хочется видеть прогресс деток, помогать им. Я стараюсь быть хорошим тренером, чтобы малышам было интересно, и они вспоминали свое детство в спорте с удовольствием. Отмечаем дни рождения, собираемся на каникулах, не так давно проводили квест по Минску", – увлеченно рассказывает наша героиня.

Следуя за мечтой

Лизой движет вера, что, если планомерно идти к цели, рано или поздно появятся результаты. Она считает, что Беларусь может добиться определенных успехов в этом виде спорта, если не на Олимпиаде, то на европейском уровне.

Но даже если кто-то не сможет дорасти до высоких достижений, то занятие сноубордом все равно благотворно скажется на развитии детей – он формирует координацию и порой заставляет проявлять креативность.

Наша героиня мечтает открыть свой клуб сноуборда, чтобы работа приносила не только удовольствие, но и деньги. Это в какой-то степени и развяжет руки, потому что в госструктуре есть ограничения, как минимум, по возрасту и количеству воспитанников, соответственно, нет возможности взять всех желающих.

Вместе с тем, Елизавета не планирует полностью уходить из СДЮШОР, поскольку она хочет, чтобы в стране появлялись и росли профессиональные спортсмены. Кроме того, работа здесь позволяет поднатореть в организационных вопросах, в частности, при проведении сборов и соревнований.

Фото: devlins_snowkids / Instagram

Когда-то собеседница мечтала жить в горах. Но теперь она четко понимает, что хочет жить в Беларуси и развивать сноубординг, помогая подрастающему поколению.

Есть у нее и амбициозная мечта – открыть свой сноуборд-парк, скорее всего, конечно, в кооперации с кем-то. Пока Лиза думает об этом осторожно, но когда задается вопросом, что для этого нужно сделать, сама себе отвечает: не останавливаться, а продолжать делать то, что делаешь, и более уверенно.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки