Секс в СССР был: в каком советском кино засветились "обнаженные" кадры

Николай Смирнов
Журналист Tochka.by составил список снятых в Советском Союзе кинолент с эротическими сценами. Многие впоследствии были вырезаны (и спустя годы возвращены). Но ряду режиссеров удалось отстоять право на естественность, пусть и в сокращенном виде, даже в условиях цензуры.
Секс в СССР был: в каком советском кино засветились "обнаженные" кадры
Фото: Monika Kozub / Unsplash.com

"Эмануэли" и "греческие смоковницы" обрели популярность на закате СССР по одной простой причине: запретный плод сладок. А готовый вырваться наружу поток свободы ищет наиболее простые пути и уже существующие варианты.

Меж тем кадры с сексуальным подтекстом можно найти и во многих советских кинокартинах. Художнику в любые времена и нравы сложно себя ограничивать. Он так видит. Уже постфактум творческий подход в вопросах секса вырезала или укорачивала советская цензура.

Впрочем, многие "обнаженные" кадры все же пробивались к зрителям вопреки всему. В некоторых киноисториях того требовал жестокий реализм.

Возможно, ситуацию спасал и тот факт, что праведниками идеологии целомудрия в большинстве своем были мужчины. Они-то могли смотреть запретные эпизоды на закрытых показах. Чисто по работе.

"Земля" (1930)

Вы не поверите, но голых людей советское кино показывало, когда еще не умело говорить. Первопроходцем в изображении натурализма стал Александр Довженко.

Казалось бы, откуда в немом кино про коллективизацию и раскулачивание может быть секс?

Но героиня актрисы Елены Максимовой, узнав о смерти мужа, начала метаться по избе абсолютно голой. Вероятно, не могла сдержать чувства внутри и проявляла их внешне.

Кадр из фильма "Земля"
По некоторым данным, Сталин посмотрел и одобрил фильм. Но его все равно запретили на долгие десятилетия, потому что созданная система ограничений начинает работать сама по себе.

"Сорок первый" (1956)

Это фильм не про войну, как можно подумать. Про любовь на фоне классовой борьбы.

По сюжету, лучший снайпер отряда красноармейцев Марютка вынужденно оказывается в обществе белого офицера на острове. И они находят убежище в хижине рыбака. А чтобы высушить одежду, приходится обнажиться. В таком уединении, как водится, мужчина и женщина влюбляются друг в друга, забывая об идеологии.

Кадр из фильма "Сорок первый"
Все заканчивается трагично. Потому что большевики забили голову девушке идейными постулатами. В трофейном списке понравившийся белогвардеец стал для нее 41-м.

Лозунг "занимайтесь любовью, а не войной" хиппи провозгласят несколько позже. Правда, это мало изменит ситуацию.

"Человек-амфибия" (1961)

Курортная атмосфера и сама история в условиях солнца и моря, казалось, намекала на вероятность пикантных сцен. Но не в начале 1960-х.

На тонкий купальник героини Анастасии Вертинской, естественно, обратили внимание чуткие зрители.

Кадр из фильма "Человек-амфибия"
Умные смотрели и молчали, закомплексованные – писали письма с требованиями запретить фильм или вырезать возбуждающие сознание эпизоды.

По некоторым данным, создателям даже пришлось оправдываться и объяснять некачественный купальник маленьким бюджетом.

"Страсти по Андрею" / "Андрей Рублев" (1966)

Это, пожалуй, единственная групповая "голая" сцена в советском кинематографе. И кому ее снимать, как не признанному мастеру Андрею Тарковскому. Понять, насколько это было смело для своего времени, позволяют еще черно-белые кадры.

Массовые пляски веселящихся обнаженных сельчан, отмечающих Купалье, и попытку молодой девахи соблазнить монаха советский зритель увидел только в 1987 году, когда вырезанные эпизоды вернули.

Кадр из фильма "Страсти по Андрею" / "Андрей Рублев" (1966)
В усеченном виде в СССР фильм разрешили к показу в 1971-м. Его укоротили на 30 минут и изменили название на "Андрей Рублев".

Так и не выйдя на советские экраны в год создания, фильм попал за границу. Французский бизнесмен русского происхождения выкупил кинокартину и представил на Каннском кинофестивале. Сегодня "Андрей Рублев" значится в числе 100 лучших фильмов мирового кинематографа.

Примечательно, что в ЦК КПСС объяснили запрет тем, что фильм показывает русский народ как дикарей. Хотя съемкам предшествовало долгое изучение исторических материалов. Тарковский в компании помогавшего ему Андрона Кончаловского в библиотеке читал о древнерусском быте, ремеслах, государственной политике и судьбах людей.

"Бриллиантовая рука" (1968)

Вряд ли кто-то готов был увидеть эротическую сцену в кинокомедии. Но, возможно, именно жанр сделал свое дело.

Вылетающая из бутылки пробка расстегивает бюстгальтер и рикошетом выключает свет – смех, да и только. А замена образа актрисы Светличной в помутневшем сознании Семена Семеныча управдомом в исполнении Мордюковой как будто снижает накал страстей.

Кадр из фильма "Брильянтовая рука"
Эпизод, возможно, спас сам сюжет. Ведь блондинка стала сообщницей преступников и своим легким поведением изображала антигероиню советского времени. То есть на экраны можно пропустить то, что плохо, ведь стриптиз чужд советскому человеку.

Ну и Леонид Гайдай умел протаскивать в свои фильмы спорные моменты. Чтобы отвлечь идеологический худсовет от эротики, достаточно в конце показать ядерный взрыв. И согласиться его убрать, но оставить сцену в гостинице и все остальное.

Тем более что для цензуры важнее было в фразе "я даже не удивлюсь, если выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу" последнее слово заменить на "любовницу".

"А зори здесь тихие…" (1972)

Актрис долго уговаривали на съемки эпизода в бане. Режиссер Станислав Ростоцкий объяснял, что с помощью наготы хочет подчеркнуть, что девушки совсем юные, невинные и не должны быть на войне.

После уговоров была проделана работа по созданию женской бригады осветителей и операторов.

Кадр из фильма "А зори здесь тихие…"
Цензоры призывали Ростоцкого вырезать спорные кадры. Но режиссер категорически отказался. Консенсус был найден в сокращении сцены.

"Невероятные приключения итальянцев в России" (1973)

И снова зритель видит полуобнаженную женщину в кинокомедии. Героиня Ольга непринужденно переодевается в присутствии малознакомого мужчины.

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России"
Ситуацию, возможно, спасло естественное ретуширование через матовую занавеску. И тот факт, что актриса иностранная. Ей можно.

Тем более, что на заре 1970-х Антония Сантилли снималась в эротических фильмах и в качестве модели – в откровенных фотосессиях для мужских журналов.

"Романс о влюбленных" (1974)

Сцена, где юная Елена Коренева бегает по пляжу в расстегнутой рубашке на голое тело, по задумке, должна была говорить о молодости и чистоте. Зрители-мужчины об этом не думали. У них захватывало дух в ожидании очередного дуновения ветра.

Кадр из фильма "Романс о влюбленных"
Даже по цветопередаче эта сцена выглядит ярче всех остальных. И часть фильма могли оставить как пример того, что мужчина устоял перед соблазном, перед тем как идти в армию. До нее как будто было нельзя.

"Табор уходит в небо" (1976)

Мелодрама впервые так масштабно и романтично рассказывает в кино о жизни цыган, разрушая стереотипы, связанные с этим народом.

Кадр из фильма "Табор уходит в небо"
Фильм стал лидером проката в СССР, Польше и во Франции. А обнажившаяся в сцене купания Светлана Тома признана лучшей актрисой 1976 года по мнению читателей советского журнала "Экран".

"Подранки" (1976)

Этот фильм снял в будущем последний министр культуры СССР Николай Губенко.

Сюжет рассказывает о тяжелом послевоенном детстве воспитанника детского дома. Главный герой вспоминает, как когда-то случайно увидел молодую учительницу, загорающую на крыше топлес.

Кадр из фильма "Подранки"

Фильм объездил множество кинофестивалей, в том числе в Каннах. И, как правило, завершался слезами зрителей из-за трогательной истории жизни ребенка, ставшего сиротой из-за войны.

А обнаженная сцена воспринималась как часть естественного полового созревания взрослеющего подростка.

"Сибириада" (1978)

Фильм изначально был нацелен на зарубежную аудиторию, возможно, поэтому пикантные сцены не вырезали. Лозунг "мы вам покажем" раскрылся во всех смыслах.

Режиссеру Андрону Кончаловскому ставилась задача рассказать о советских нефтяниках и достижениях социалистического труда, чтобы произвести на западных зрителей впечатление мощной нефтяной державы. Получилось больше о жизни людей и переплетениях судеб.

Кончаловский снова показал во всей красе Елену Кореневу, выходящую из воды, и мало узнаваемую, но пышущую натуральной женственностью Наталью Андрейченко – в сцене на сеновале.

Кадр из фильма "Сибириада"
Для советского проката интим велели сократить, хотя режиссер был уверен, что его вырежут полностью.

Для цензоров важнее стала схожесть члена Политбюро в исполнении Всеволода Ларионова с председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным. Чтобы не допустить аллюзий аналогии, актера пересняли под другим углом в заново отстроенных декорациях.

"Экипаж" (1979)

Первый в СССР фильм-катастрофа, конечно, не мог обойтись без постельной сцены – как в лучших традициях Голливуда.

Предыстория такова, что Александра Яковлева попала в "Экипаж" случайно. Александр Митта заметил ее рыдающей в коридоре "Мосфильма" – тогда еще студентку не утвердили на какую-то роль. Репутация прогульщицы и отговоры коллег не смутили. Режиссеру она показалась очень живой, и он не ошибся.

Дебютантка чувствовала себя весьма раскованно, в том числе при съемках постельной сцены. Артистка разделась полностью, а вот ее киношный партнер Леонид Филатов под одеялом лежал в джинсах и лишь в одной сцене согласился раздеться до трусов.

Кадр из фильма "Экипаж"
Митта вспоминал, что собирался смонтировать сцену, вырезав самые рискованные моменты. Но сотрудницы лаборатории, пожилые тети, проявлявшие пленку, подняли кипеж. Они даже не поняли, что это кадры из фильма: кричали начальникам, что в павильонах устраиваются оргии, которые снимаются на пленку.

Потом были разговоры с директором "Мосфильма" и министром кинематографии. В итоге до зрителя дошел минимум, да и то сквозь цветные огоньки и аквариум с рыбками.

Интересно, что, когда картина дошла до проката, киномеханики вырезали кадры с обнаженкой и делали из них эротические фотографии.

"Москва слезам не верит" (1979)

Неслыханное по тем временам дело. Как до зрителя могла дойти вываливающаяся грудь Веры Алентовой? С точки зрения логики момент жизненный – страх того, что их с Гошей застукает вернувшаяся с учебы дочь.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Гораздо более серьезному порицанию и урезанию подвергся эпизод встречи главной героини с любовником в исполнении Олега Табакова. Режиссер Владимир Меньшов объяснял, что это свидание ему хотелось сделать более плотским.

По сценарию, герои раздевались и бросались друг на друга. Но чиновники вынуждены были опасаться возрастных жен партийных деятелей.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Сильно сократили начало второй серии, где героиня принимает душ, а дочь Александра танцует в трусиках. Также резкому осуждению и сокращению подвергся эпизод соблазнения Катерины Рудиком.

Осталось только легкое "не надо". Причем сам факт того, что подобное могло произойти в Москве 1950-х, никого не смущал. Это жизнь, в которой почему-то нет места сексу.

От автора

В конце 1980-х в стране и кинематографе началась другая жизнь: перестройка охватывала людей во всех смыслах. И многие сцены, которые были вырезаны ранее и не уничтожены, возвращались в фильмы. А появляющиеся в новых уже не трогали.

Символом сексуальной революции в позднем советском кино считается фильм "Маленькая Вера", где постельная сцена впервые была показана столь натурально. Наталья Негода, сыгравшая главную роль, была признана лучшей актрисой 1988 года и стала первой советской моделью журнала Playboy.

Настоящий фурор и неподдельный интерес зрителей вызвал лидер проката 1989-го – картина "Интердевочка" о суровых буднях "жриц любви", которые, как известно, были во все времена.

А так называемый современным языком мем о том, что "в СССР секса нет", вышел из телемоста Ленинград – Бостон ("Женщины говорят с женщинами"). Запись показали 17 июля 1986 года.

Как потом объясняли героиня эпизода и режиссер, концовку высказывания заглушили убранный микрофон и последовавший смех. А женщина договорила: "...У нас есть любовь". Но так бывает, если не называть вещи своими именами. У плотских утех не может быть никакого другого понимания. Что естественно, то не безобразно.

Есть подозрение, что идеологически выверенное целомудрие в СССР было выгодно властителям – далеко не ангелам, в том числе в этом вопросе (возвращать вырезанные сцены начали при очевидном семьянине Михаиле Горбачеве).

При сексуальном табу проще управлять людьми и направлять нереализованную энергию в нужное русло. Например, в необходимость выполнить план пятилетки за три года. Или воздержаться до армии, чтобы как следует исполнить долг перед Родиной.

Но даже в таких ограниченных условиях сексуальный подтекст так или иначе пробивался наружу, потому что правду жизни спрятать сложно. Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. У одних есть право раздеваться ради искусства, у других – не смотреть на это. А борьба за чистоту нравов всегда будет субъективной и, соответственно, спорной.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки