В декабре 2022-го наметился ощутимый спад. Как пояснил журналисту Tochka.by директор салона "Автодом Центральный" Антон Юхнович, желание людей продать машину как можно дороже привело к тому, что цены "улетели в космос". Они стали высокими даже для россиян. Свою лепту также вносят изменения курсов доллара и российского рубля. Потенциальные покупатели взяли паузу.
Слабый евро обновил белорусский автопарк
Что касается белорусов, то на фоне роста доллара многие в последние время отказались от покупок в кредит или лизинг. А это составляет примерно половину продаж. При этом собеседник отмечает: ставки по кредитным программам вернулись к показателям 2018 года. Люди пользовались этим, чтобы купить недорогие автомобили, но к концу года их почти не осталось.
По предварительным оценкам компании, в 2022 году продажи выросли примерно на 5-7%. И, если рынок новых авто просел из-за ухода брендов, то сегмент подержанных сработал с прибылью.
Внутренний рынок, который начал активно "вымываться" в конце 2021-го, за счет дешевого евро пополнился бэушными авто из Европы.
Такого, по оценкам эксперта, не происходило очень давно. И это позитивно сказалось на разнообразии ассортимента.
По мнению руководителя автохауса, приток машин также вырос из-за желания людей на фоне ослабевшего евро быстро продать свою машину и найти что-нибудь более новое в ЕС.
Россияне полюбили белорусские "Джили"
Рынок подержанных авто не заметил серьезного пополнения на фоне релокации и возможного желания быстро избавиться от движимого имущества. Как отметил наш собеседник, количество срочно продаваемых авто сильно не увеличилось. Наоборот, переехавшие в Беларусь россияне усилили запрос на оперативную покупку автомобилей, чтобы передвигаться здесь.
В целом, по словам представителя рынка, покупателей из России стало в два раза больше, чем год назад. Они составили около 20%.
Совокупность факторов привела к повышению стоимости бэушек еще примерно в полтора раза.
Времена изменились настолько, что новое авто даже белорусской сборки, выехавшее из салона два года назад, подорожало. Например, новый "Джили Кулрей" стоил $22 тысячи, а сейчас как двухлетний легко уходил за $25 тысяч.
"По сути, так происходит со всеми белорусскими "Джили". Машины, которые производят у нас, очень полюбились российскому покупателю. Плюс все бюджетные авто вроде "Фольксваген Поло" до двух лет продавались дороже, чем стоили новыми", – отметил необычную тенденцию Антон Юхнович.
И обратил внимание, что рынок вернулся к ситуации середины 2000-х, когда люди покупали подержанное авто, ездили два-три года и сбывали по более высокой цене. Есть и примеры, когда в моменте сделка оказывалась выгодна и покупателю.
"Россиянин приехал с определенной суммой купить "Тайоту Лэнд Крузер", но ему предложили оплатить по безналу из России по выгодному на тот момент курсу, который был приближен к биржевому. В итоге машина обошлась намного дешевле. И довольный владелец "японца" вернулся к менеджеру со словами: "слушай, а может, на сдачу еще какой-нибудь Polo продашь?". Вызвал друга из России, который помог перегнать вторую машину", – рассказал о нестандартном случае директор автохауса.
Советы – дело неблагодарное
Антон Юхнович далек от того, чтобы прогнозировать возможное развитие событий на рынке подержанных автомобилей, а тем более давать советы: покупать или подождать.
По его словам, многие клиенты пожалели о том, что отложили покупку машины на 2022 год. Те, кто мог позволить себе двухлетнее авто, сейчас даже по более высокой цене не могут найти подходящий вариант – образовалась очередь.
"У нас есть заказ на 60 машин бюджетного сегмента до трех лет: "Фольксваген Поло", "Рено Логан", "Шкода Рапид". Наш колл-центр обзвонил всю Беларусь, но мы не можем удовлетворить потребности клиента", – заметил собеседник.
Предвидеть возможное развитие событий эксперт может только на основании того, что уже было. По его мнению, если курс российского рубля заметно упадет, может повториться ситуация 2014 года: белорусы снова поедут покупать авто в Россию.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber